0
2822
Газета Non-fiction Интернет-версия

27.04.2017 00:01:00

Лицо со срезанной кожей

Тэги: наука, психиатрия, нейробиология, биохимия, искусство, живопись, зигмунд фрейд, густав климт, эгон шиле, оскар кокошка, австрия, америка, полинезия, экспрессионизм


14-14-13-1.jpg
Эрик Кандель. Век самопознания.
Поиски бессознательного в искусстве
и науке с начала XX века до наших
дней / Пер. с англ. П. Петрова.
– М: АСТ, Corpus, 2016. – 720 с.
(Элементы)

Авторы научпопа тяготеют к разным типам повествования – либо склоняются к научным описаниям, предпочитая меньше употреблять популярную информацию, либо несколько перебарщивают с популяризацией, считая, что обыкновенный читатель не будет напряженно вдаваться в каждую деталь. Эрик Кандель, американский психиатр, нейробиолог, профессор биохимии и лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине, в «Веке самопознания» безусловно, соблюдает баланс «чистого» знания и его изложения на бумаге. Главными фигурами в его книге стали, с одной стороны, писатель Артур Шницлер и врач Зигмунд Фрейд, а с другой – художники Оскар Кокошка, Эгон Шиле и Густав Климт. Основной «пульс» «Века самопознания» – как раз в «притяжении» их нестандартных мыслей, вызывавших в начале XX века реакции, подобные скандалу. Кандель сначала подробно обращается к биографии каждой персоналии, чтобы найти общее в их смелых умственных построениях и в странных, подчас шокирующих произведениях, ныне ставших достоянием истории психиатрии, литературы и искусства, а во второй части сосредотачивается на научном – нейробиологическом, психоаналитическом – изложении вышеописанных фактов и идей.

Важно подчеркнуть: ученый не просто вводит в читательское сознание научные открытия последних лет и подчеркивает те или иные существенные вехи. Напротив – из этой книги, лишенной суховатости и бесстрастности монографии, можно почерпнуть массу любопытных деталей. Скажем, говоря об окончательном разрыве Кокошки с сильно повлиявшим на его творчество Климтом, Кандель характеризует вылепленный из глины и раскрашенный темперой «Автопортрет в виде воина». Оказывается, он был создан под влиянием полинезийской маски, увиденной художником в Музее естествознания, и «характерных голов» предтечи австрийского экспрессионизма Франца Ксавера Мессершмидта. В особенности Канделю интересна эмоциональная составляющая автопортрета: поскольку художник использовал неестественные цвета и продавливал глину пальцами, у него получилось лицо будто со срезанной кожей и с чувствами, не сдерживаемыми никакими нормами.

14-14-2.jpg
Неестественные цвета – один из
способов выражения
«ненормированных» чувств.
Эгон Шиле. Автопортрет.
1914. Частное собрание

Объемный том «Век самопознания» богато иллюстрирован, причем автор включил в свою работу не только фотографии произведений Кокошки, Шиле и Климта, но и ряд схем, без которых чтение книги, связанной с нейробиологией, было бы серьезно затруднено. Впрочем, новую книгу Канделя, освещающего сложные темы с лупой исследователя и карандашом писателя, с интересом прочтут и не сильно искушенные в живописи либо в истории зарождения психиатрии.








Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
520
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2244
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1474
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1101

Другие новости