0
5228
Газета Non-fiction Интернет-версия

13.09.2018 00:01:00

Человек вчерашнего мира

Почему покончил с собой баловень судьбы Стефан Цвейг

Андрей Кротков

Об авторе: Андрей Владимирович Кротков – литератор

Тэги: стефан цвейг, литература, проза, первая мировая война, вторая мировая война, николай островский, александр фадеев, мария стюарт, англия, сша, германия, ссср, бразилия, анна ахматова


33-14-1_t.jpg
Цвейг был полноправным наследником невообразимо богатой
европейской культуры. Фото 1931 года 

В 1970 году минувшего тысячелетия, учась в седьмом классе средней школы, я должен был прочесть, согласно программе по литературе, «Как закалялась сталь» Николая Островского и «Молодую гвардию» Александра Фадеева. Не буду давать оценки этим сочинениям. Скажу только, что читать их страшно не хотелось, потому что голова была занята перипетиями отчаянной борьбы двух царственных особ – Марии Шотландской и Елизаветы Английской. Книгу Стефана Цвейга «Мария Стюарт» – богато иллюстрированную, в темно-бордовом переплете – я носил при себе в школьном портфеле и умудрялся погружаться в нее не только на переменах, но даже во время уроков. После знакомства с этой книгой меня захватила цвейгомания – недолгая, но сильная. А вслед за ней и под ее воздействием родился и закрепился интерес к западноевропейской литературе, временами шедший в ущерб интересу к литературе отечественной.

Стефана Цвейга можно назвать баловнем судьбы. Он был выходцем из весьма состоятельного семейства, получил прекрасное образование, в первой половине жизни не знал никаких материальных лишений, а во второй половине хоть и познал их, но сравнительно ненадолго и не в очень тяжелой степени. Идеальное стечение жизненных обстоятельств – возможность заниматься любимым делом, не думая о хлебе насущном, личная и творческая свобода, любопытство, непоседливость и талант – в считаные годы сделало австрийского юношу известным писателем.

Художественная проза Цвейга заслуженно популярна. В первую очередь это относится к его новеллам, поскольку два больших романа («Нетерпение сердца», «Дурман преображения») ему явно не удались. Но настоящую славу Цвейгу принесли романизированные биографии 1920–1930-х годов – «Мария Антуанетта», «Мария Стюарт», «Кастеллио против Кальвина», «Жозеф Фуше», «Магеллан», «Америго», «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского».

Человек талантливый, впечатлительный и чувствительный, Цвейг был полноправным наследником невообразимо богатой европейской культуры. Ему на долю выпала возможность длительное время беспрепятственно наслаждаться плодами этой культуры. В его сочинениях отчетливо видны следы такого утонченного культурного гурманства. Он вникал во все, но вникал неглубоко, потому что по способностям был талантливым читателем и учеником, но не ровней никому из великих предшественников. Он хорошо пересказывал, внятно излагал и искусно интерпретировал – но делал это поверхностно, хоть и со стилистическим блеском. Он твердо верил в несокрушимость, непобедимость и предопределенный мировой триумф европейской культуры и цивилизации, в неоспоримую их ценность, посягнуть на которую не решится никто, потому что такое посягательство попросту невозможно. Он разделял все прогрессистские верования своего времени и был убежден в неминуемом торжестве гуманистических идей.

В России сочинения Стефана Цвейга начали переводить еще до Первой мировой войны. Однако настоящую известность в нашей стране он получил в 1920-е годы. Цвейг положительно отзывался о творчестве Анри Барбюса, дружил с Роменом Ролланом, состоял в переписке с Максимом Горьким и пользовался симпатией Буревестника. Известны восторженные отзывы Цвейга о русских классиках, прежде всего о Льве Толстом, перед которым он безоговорочно преклонялся и считал его величайшим писателем человечества.

В 1928 году Цвейг посетил СССР. Далеко не все увиденное в нашей стране ему понравилось, да и сторонником коммунистических и социалистических идей он никогда не был. По отношению к СССР Цвейг стал осторожным доброжелательным скептиком. Но поскольку он верил в будущность русского народа и считал СССР оплотом борьбы против набирающего силу нацизма, то в СССР его приветствовали и одарили званием друга нашей страны. Не большого друга, а просто друга – разница существенная. Знаком такого расположения стало 12-томное собрание сочинений Цвейга на русском языке, вышедшее в 1928–1932 годах. Время от времени советская критика поругивала Цвейга за абстрактный гуманизм, однако делалось это в порядке дружеского журения за отдельные недостатки.

Полвека спустя отношение к творческому наследию Стефана Цвейга начало меняться. Лидия Чуковская в «Записках об Анне Ахматовой» доверительно сообщила, что Ахматова, имевшая репутацию безупречного арбитра литературных вкусов, к Цвейгу относилась пренебрежительно, открыто называла его пошляком. Стали известны неприязненные отзывы о Цвейге, исходившие от Бертольда Брехта, Роберта Музиля, Германа Гессе, Гуго фон Гофмансталя, Элиаса Канетти и Томаса Манна. На фоне падения цензуры и знакомства российских читателей с сочинениями прежде запретных авторов репутация Цвейга, до того полномочного литературного посла Запада, заметно потускнела. Стало очевидно, что произведения Цвейга – это массовая литература, достигшая предельно возможной для нее высоты, но не способная перешагнуть незримый порог, за которым начинается область классики.

Далеко не случайно основную читательскую аудиторию Цвейга и за рубежом, и в России составлял так называемый нижний слой среднего класса – люди обоего пола, преимущественно молодого и зрелого возраста, грамотные, но не слишком образованные и культурно не обточенные, однако любознательные и стремившиеся, что называется, расти над собой и другими. Именно они жадно поглощали цвейговскую прозу с ее мелодраматическими сюжетами и «жгучими тайнами», раскрывавшимися в «письмах незнакомки». Именно этим людям был близок любимый цвейговский мотив – всеохватывающие бурные страсти и тяжкие душевные комплексы индивидов, прячущиеся за благообразным социальным фасадом. Именно этим людям, рядовым достойным обывателям совсем не героического склада, нравилось приобщаться к высокому путем погружения в увлекательные жизнеописания выдающихся исторических личностей. Средний класс ценил Стефана Цвейга как увлекательного рассказчика и понятного просветителя – большего он, средний класс, от литературы не требовал.

…22 февраля 1942 года в бразильском городке Петрополис, что недалеко от Рио-де-Жанейро, Стефан Цвейг и его супруга добровольно ушли из жизни, приняв большую дозу снотворного. Объективных причин для столь трагического решения у них вроде бы не имелось – они были физически здоровы и совсем еще не стары, располагали финансовыми возможностями для безбедного существования, их жизни и безопасности ничто не угрожало. И все же надлом взял свое. У Цвейга не достало душевных сил пережить крах собственных гуманистических иллюзий. Австриец по рождению и человек германской культуры, он не мог примириться с тем, что пространство немецких земель стало оплотом политического мракобесия и источником угрозы существованию человечества. Пик военных успехов нацистской Германии, пришедшийся как раз на 1942 год, не без оснований казался ему началом конца света. И, конечно же, его смертельно обижало, что в Англии и в США, где он с 1934 года хотел найти эмигрантское пристанище, вдруг перестали принимать во внимание его известность и репутацию, начали относиться к нему, немецкоязычному, с подозрением и недоверием – чуть ли не как к возможному вражескому агенту. На краю света, в бразильском захолустье, эти переживания усилились – и привели к невозможности продолжать жить.

Пароход современности Стефана Цвейга скрылся за горизонтом прошлого столетия. Но сбросить писателя с этого парохода за борт не получится. У него там отдельная просторная каюта. Он не так популярен, как прежде, однако читателей у него все еще достаточно. Ибо сочинения Цвейга – не лучшее, но и далеко не самое худшее из литературного наследия, которое оставил по себе двадцатый век.

Свою последнюю книгу, увидеть которую изданной ему не пришлось, Стефан Цвейг назвал «Вчерашний мир: воспоминания европейца». В этой мемуарной книге писатель почти ничего не сказал о себе самом, зато в деталях и красках описал мир своей молодости и зрелости, когда-то казавшийся ему вечным, а теперь навсегда вчерашний.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5153
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
3023
Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Геннадий Петров

Спецслужбы страны подозревают РФ во вмешательстве в ход нынешней избирательной кампании

0
2360
Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Сергей Никитин

США добиваются от Аргентины закрытия китайского спутникового центра

0
2705

Другие новости