Реконструируется Международный проспект: сносятся Московские ворота, мешающие движению, улица значительно расширяется и вместо диабаза будет залита асфальтом. Фото М. Науменкова, «Ленинградская правда», 23 сентября 1936 г. Иллюстрация из книги
Щедро иллюстрированный альбом, составленный и изданный Михаилом Сапего, посвящен истории Московских Триумфальных ворот в Санкт-Петербурге, выполненных по проекту Василия Стасова. Издан альбом к их 180-летию. Ворота были построены как памятник победам русского оружия в 1838 году и служили городской заставой около ста лет. Однако, как часто бывает и как мы можем наблюдать на примере реноваций, старые строения часто начинают мешать развитию города. Так случилось и с Московскими Триумфальными воротами. Город расширялся, и якобы мешавшие движению ворота в 1936 году снесли. Однако на этом история, по счастью, не кончилась. Фрагменты ворот разошлись по городским музеям, во время блокады Ленинграда детали колонн превратились в противотанковые заграждения и укрытия. Ворота как бы сами доказали свою важность в пространстве города. В 1961 году они вернулись на свое место, а в 2003-м году обрели первоначальный вид.
Про Московские
Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге/ Сост. Михаил Сапего. – СПб.: Красный матрос, 2018. – 248 с. |
История ворот прослежена с самых ранних времен – с прожектов и замыслов времен Екатерины Великой и Николая II. Можно увидеть чертежи начала XIX века и фотографии начала XX века, всевозможные архивные документы, включая, например, свидетельства об именных камнях при закладке фундамента, заметки из газеты «Санкт-Петербургские ведомости», связанные с присутствием государя императора на открытии Ворот. Вот, например, отрывок из описания их: «По мере приближения к величественным, слишком величественным для обычной заставы Воротам, грозно возвышающимся над почти случайными строениями предместья, фигуры гениев с гербами губернских городов, многосложные бутоны трофеев, надпись, извещающая о победах, которую было невозможно не прочитать (коль ты не чужд грамоте), – все это медленно наплывало на приезжего и уходило от взгляда, обращенного уже внутрь, в обещанную перспективу. Каждый въезжающий волен был ощутить себя триумфатором». Или есть, скажем, эксклюзивная фотография – вид из кабины аэроплана «Илья Муромец» на Забалканский (ныне Московский) проспект и Московские Триумфальные ворота 1914 года. И так далее и так далее – множество архивных исторических свидетельств, фото, статей из газет «Красная газета», «Правда», «Пищевой гигант», «Ленинградская правда» «Невское время» и других. Воссозданная по крупицам история возведения, разрушения и восстановления.
комментарии(0)