0
2743
Газета Non-fiction Интернет-версия

23.05.2019 00:01:00

Бабий век и Russian Brandy

Культура и просвещение при дворе Романовых

Тэги: история, фавориты, искусства, театр, балет, романовы, матильда кшесинская, царевна софья, петр i, екатерина ii, просвещение, казаки, поляки, николай ii, царевич алексей, александра федоровна, керенский, большевики, англичане


17-14-12.jpg
Елена Первушина. Фавориты императорского
двора. От Василия Голицына до
Матильды Кшесинской.
– М.: Центрполиграф, 2018. – 479 с.

Книга Елены Первушиной в очередной раз убеждает: большинство исторических сведений, почерпнутых нами в школе, из исторических фильмов и беллетристики, к сожалению, является мифом. Царевна Софья была вовсе не такой, какой, по традиции историографии, начатой ее братцем Петром, предстает в наших глазах, другой была и Матильда Кшесинская.

Автор сосредоточила свое внимание на династии Романовых, правивших от одного cмутного времени до другого. Приведены строки большого насмешника Алексея Константиновича Толстого, доныне не утратившие некоторой актуальности: «Вернулися поляки,/ Казаков привели;/ Пошел сумбур и драки:/ Поляки и казаки,// Казаки и поляки/ Нас паки бьют и паки;/ Мы ж без царя как раки/ Горюем на мели». Книга не вполне соответствует теме, заявленной в заголовке, и это более достоинство, чем недостаток. Вместо желтоватых описаний альковных похождений у Первушиной вышли достоверные портреты русских цариц, хотя после Екатерины II, с окончанием XVIII «бабьего» века никто из них более не обладал реальной властью. Впрочем, такой век мог иметь продолжение – до рождения несчастного царевича Алексея рассматривался вопрос о принятии закона, согласно которому на трон могла взойти старшая дочь Николая II Ольга.

Портреты даны в историческом и, что чрезвычайно ценно, бытовом контексте. Описывая будни царевны Софьи, исследовательница приводит дневниковые записи великой княжны Марии Павловны, которая через двести лет в старых, тесных покоях Московского Кремля любовалась образами, вышитыми руками царевны. Есть здесь и записи английского врача Сэмюэла Коллинза о жизни в теремах женской части царской семьи: «Маленькие ножки и стройный стан почитаются безобразием… И потому те, которые от природы не склонны к толстоте, предаются всякого рода эпикурейству с намерением растолстеть: лежат целый день в постели, пьют русскую водку (Russian Brandy), очень способствующую толстоте, потом спят, а потом опять пьют». Эта ложь от первого до последнего слова – не говоря уж о том, что водки в те времена еще и в помине не было – подтверждает, что задачи британских бытописателей России с веками не меняются. Ну и был у деятельной, заботившейся о больном брате Иване Алексеевиче, отлично образованной, правившей семь лет Софьи хороший друг, боярин Василий Голицын, которого считали фаворитом…

17-14-2.jpg
Матильда Кшесинская в костюме к балету
«Камарго». Октябрь, 1902.
Иллюстрация из книги
Екатерина Великая, как считает Первушина, не смогла избежать влияния эпохи Просвещения. Сердечные друзья ей нужны были вовсе не для того, о чем пишут в бульварных романах. Царица «стала увлекаться просвещением своих юных фаворитов, мечтая «вылепить» из них идеального человека». Храбрый боевой офицер Семен Гаврилович Зорич «не желал совершенствовать свой ум и душу, а проводил все дни за игрой в карты. Он был уволен в отставку с большим вознаграждением». Иван Николаевич Римский-Корсаков, тоже побывавший в боях, не только оказался кутилой, но и ни одной фрейлинской юбки не пропускал, и его, щедро одарив, удалили от двора. Юный Александр Дмитриевич Ланской охотно и с успехом изучал под руководством императрицы историю искусств, но внезапно помер от скарлатины. Екатерина довольно долго горевала, но попыток своих не оставила. Однако адъютант Потемкина Александр Петрович Ермолов никак не желал избавляться от угрюмости и неразговорчивости, а если и открывал рот, то резал правду-матку. А Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов честно признался царице, что без памяти влюблен в ее фрейлину, княжну Дарью Щербатову, и был отпущен с миром. Платон Александрович Зубов, по отзывам современников, «не имел ни беглого ума, ни пространных способностей». Однако и небеглого ему хватило для того, чтобы оставаться с царицей до самого ее смертного часа, притворяясь, что из него вылепляется новый человек.

Сравнительно короткий рассказ о Матильде Кшесинской, основанный в основном на ее не слишком искренних воспоминаниях, Первушина включила в главу «Последняя императрица», посвященную жене Николая II Александре Федоровне. Кшесинская прожила долгую и, в общем, счастливую жизнь, была замужем за внуком Александра II, великим князем Андреем Владимировичем, и клянется, что Николая искренне и сильно любила, что не совсем соответствует ее подробно описанной современниками, целенаправленной и методичной охоте на великих князей царской семьи. По-своему Матильда была современна – расчетлива, главным орудием избрала сцену, только вместо олигархов нацелена на русских принцев. В сравнении с этой фигурой личность императрицы Александры Федоровны выглядит гораздо более благородной. Те, кто знал  ее лично, нисколько не сомневались в здравомыслии царицы, зато слухи, распускаемые врагами «ненавистной немки», что не могли попасть к ней на прием или даже кивнуть и бешено завидовали придворным, оказались весьма эффективными. В этой главе виден и трагический исторический контекст. Премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж в феврале 1917 года писал Керенскому: «С чувством глубочайшего удовлетворения британский народ узнал, что его великая союзница Россия примкнула к государствам, управляемым ответственными представителями...» Большевики вовсе не выдумали свою знаменитую риторику – у них были хорошие учителя.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Театре им. Маяковского слушают шорохи и создают звуковые картины

В Театре им. Маяковского слушают шорохи и создают звуковые картины

Елизавета Авдошина

Композитор Петр Айду продолжил эксперименты в театре

0
1039
Российско-китайский договор – царское дело

Российско-китайский договор – царское дело

Владимир Скосырев

Секретный союз об обороне был заключен в Москве в 1896 году

0
948
Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
3890
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
4131

Другие новости