0
1742
Газета Non-fiction Интернет-версия

23.05.2019 00:01:00

Запрещенные путешественники

Судьбы и тексты исследователей Севера

Тэги: полярники, арктика, север, флот


О российских полярниках написаны целые библиотеки. Седов, Толль, Шмидт, капитан Воронин, четверка папанинцев, герои-летчики, участники челюскинской эпопеи (со времени ее завершения, кстати, недавно исполнилось 85 лет), экипаж ледокола «Красин» – о них в советское время слагались монографии и романы. Многие из знаменитых покорителей Севера сами оставили мемуары, полные драматизма и интереснейшего фактического материала. Эта литература всегда пользовалась большой популярностью у читателей.

Но и здесь существовали фигуры умолчания. Разумеется, нигде нельзя было прочесть об участии Александра Колчака в полярных экспедициях. Почти не упоминались в тогдашней литературе и моряки «Таймыра» и «Вайгача» – первых российских судов, прошедших Северным морским путем.

Со времен плавания Норденшёльда этот маршрут на протяжении 33 лет никто не отваживался повторить. Но в 1913 году из Владивостока в Архангельск отправились два ледокольных парохода – провести гидрографические исследования и изучить транспортный потенциал трассы. Одной навигации для перехода не хватило, пришлось устроить зимовку. Несмотря на тяжелые погодные условия и начавшуюся войну, путь оказался пройден. По ходу плавания были открыты новые острова, включая архипелаг Северная Земля (фактически это последнее крупное географическое открытие – с тех пор на карте мира не осталось белых пятен).

Зато на литературной карте Русской Арктики белым пятном стали биографии моряков, участвовавших в той экспедиции. И не мудрено. Командир парохода «Таймыр» – «русский Колумб» Борис Вилькицкий после революции служил в белом флоте, где получил чин адмирала; позже работал лоцманом в Конго и бухгалтером в Брюсселе. Судовой врач Эдуард Арнгольд был расстрелян в Крыму в дни красного террора. Командира «Вайгача» Петра Новопашенного эмигрантская судьба привела в шифровальный отдел немецкой армии. Один из участников плавания уехал в Эфиопию, другой стал сотрудником американской разведки... В общем, сплошная контрреволюция на полярном флоте. В итоге о двух славных кораблях писали, почти не упоминая имен командиров. Будто корабли сами по себе, как летучие голландцы, плыли по холодным морям.

Лишь недавно о «запрещенных» полярниках стали выходить исследования. А в 2018 году появилась книга, в которой воссозданы детали экспедиции и биографии ее участников, а также опубликованы мемуарные очерки моряков, отыскавшиеся в архивах и малодоступных эмигрантских журналах. Пусть и с большим опозданием, но храбрым первооткрывателям сегодня воздается должное. А ряд российских ученых и путешественников сегодня полагают, что открытому 105 лет назад моряками «Таймыра» архипелагу нужно вернуть первоначальное имя – Земля императора Николая II… Спорам об Арктике нет конца. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
4343
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
2598
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
5588
28 минут между Нижним и Казанью

28 минут между Нижним и Казанью

Ольга Рычкова

На Южном речном вокзале Москвы состоялась презентация книги Алексея Иванова «Речфлот»

0
705

Другие новости