0
4800
Газета Non-fiction Интернет-версия

06.06.2019 00:01:00

Горячая молитва одного человека

Леонид Хейфец о банальных тайнах и тайных банальностях актерской профессии

Тэги: театр, режиссер, леонид хейфец, политика, история, валерий золотухин, олег борисов, театр советской армии, гитис, ахматова


19-15-2_t.jpg
Леонид Ефимович Хейфец – редкий, даже
редчайший режиссер. Иллюстрация из книги

На обложке, в выходных данных, как полагается, автор назван по имени. Но если поэты до старости (и навсегда) – Андреи, Булаты и… пожалуй, только Ахматову правильным считают называть Анной Андреевной, то в театре режиссеров зовут по имени-отчеству. Режиссеров, учителей. А режиссер и есть учитель. Поэтому на обложке – Леонид Хейфец, но мне привычнее говорить о нем – Леонид Ефимович, хотя в ГИТИСе он меня никогда не учил, но все же я учился у него, потому что театр полюбил и по его спектаклям, а «Павла I» с Олегом Борисовым – мне повезло – видел много раз, сперва – много раз с Борисовым, потом еще несколько раз – с Золотухиным. Пожалуй, стоит еще сказать – до того как перейти к книге, переиздание которой, чуть запаздывая, выходит к 85-летию режиссера: Леонид Ефимович – редкий, даже редчайший режиссер, поскольку весь мир признает его как автора великих спектаклей, вошедших в сотню, полусотню лучших спектаклей ХХ века, а для России – так, может, и в десятку главных спектаклей столетия, если говорить о «Смерти Иоанна Грозного» в Театре Советской армии. Хотя в его жизни и в жизни советского, а потом и российского театра, и в моей счастливой зрительской жизни есть и другие важные спектакли, поставленные Хейфецем. Это – важное замечание, поскольку опыт позволяет утверждать, что большие режиссеры часто говорят о театре просто, порой – избыточно просто, порой – банальности, но за этими банальностями скрываются выдающиеся спектакли. А самые интересные интервью дают – говорю по своему журналистскому опыту – режиссеры посредственные и откровенно плохие. А уж как они рассказывают!..

Великий режиссер имеет право говорить простые вещи, он, если можно так сказать, это право заслужил или даже выстрадал. «Горячая молитва одного человека может заразить толпу – так точно и возвышенное настроение одного артиста может сделать то же, и чем больше таких артистов, тем неотразимее и создаваемое ими настроение. Если его нет, не нужны ни новая архитектура, ни новая форма искусства, так как эти формы останутся пусты и люди воспользуются ими для новых и еще более изощренных развлечений. Только чистые артистические души создадут то искусство, которому стоит построить новые храмы» – эти слова Станиславского Леонид Ефимович выносит в эпиграф. Ну… банальности же, очевидные, а плюс к тому высокопарные и в этом смысле еще и очень наивные слова, но Станиславский так думал и всю жизнь прожил так. Важно еще, что Станиславский был человеком верующим, глубоко верующим, однако считал уместным и правильным говорить о театре как о служении, а в этих словах он употребляет слово «храм». Во всем этом – в отношении к театру как к храму, к работе в театре как к служению, в абсолютной уверенности, что простые слова и истины могут быть полезны и что даже самые простые слова не потеряли смысла, – в этом Хейфец наследует Станиславскому. Это не странно: Хейфец – ученик Марии Осиповны Кнебель, а Кнебель – ученица Станиславского.

19-15-12_t.jpg
Леонид Хейфец. Призвание.
Тем, кто любит театр и
начинает путь в профессию.
– М.: Российский институт
театрального искусства –
ГИТИС, 2019. – 350 с.
О чем пишет Хейфец? Пишет или, может быть, правильнее сказать – говорит, поскольку в напечатанных строчках так и слышится негромкий голос, интонация Хейфеца, говорящего негромко (режиссеры ведь, это известно, и кричать умеют, но в книге мы имеем дело с человеком, заинтересованным в тех, кто придет учиться к нему или к другому мастеру в ГИТИС или даже не в ГИТИС, а в другой институт, на актера или на режиссера), местами – страстным, но все-таки ведущим очень спокойный и очень дружелюбный диалог с собеседником, который в данном случае находится по другую сторону книги. Хейфец говорит… обо всем. Начинает с того, что сам любит театр, продолжает – убедительной просьбой порыться в себе, разобраться, можете ли вы обойтись без театра, и в этом случае, конечно, ни в коем случае не идти в театральный… О качествах, без которых в театре не выжить, об актерской судьбе и даже о спорте, который может помочь в актерском деле, но решающим не был и быть не может. Вообще в том, что говорит Хейфец, почти ни в одном случае категоричности нет: нужно так, без этого обойтись невозможно, но некоторые обходились, так тоже случалось. Ведь театр – искусство с длинной историей, и даже жизнь самого Леонида Хейфеца давала разные ответы на все вопросы.

Режиссер, как, впрочем, и актер, единственное, чему может научить, или, вернее, чем может научить, – это собою, своим опытом или, воспользовавшись названием книги Станиславского, – своей жизнью в искусстве. Так и Хейфец, дав все необходимые советы и рекомендации и тут же некоторые или почти все поставив под сомнение как всеобъемлющие и единственно верные (намучившись при советской власти, не раз пострадав от нее и ее официальных представителей, Леонид Ефимович точно знает, что не бывает учений всесильных, потому что верных), он рассказывает о себе, своих встречах с великими актерами, непростой работе с ними, то есть делится своими главными уроками. И эти истории многому могут научить. Все – от истории репетиций с Михаилом Ивановичем Царевым до истории приглашения войти в Антисионистский комитет советской общественности, настойчивых советов того же великого Царева это предложение принять и – невозможности для Хейфеца это «лестное предложение» счесть таковым. Это – уроки самосохранения, уроки жизни очень сильного человека, каковые на первый взгляд внешне часто совсем не выглядят такими. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Казахстан отреагировал на удар "Орешника"

Казахстан отреагировал на удар "Орешника"

Виктория Панфилова

Токаев мобилизовал все государственные структуры

0
1937
В Театре им. Маяковского слушают шорохи и создают звуковые картины

В Театре им. Маяковского слушают шорохи и создают звуковые картины

Елизавета Авдошина

Композитор Петр Айду продолжил эксперименты в театре

0
1109
Российско-китайский договор – царское дело

Российско-китайский договор – царское дело

Владимир Скосырев

Секретный союз об обороне был заключен в Москве в 1896 году

0
1003
47-й президент США укажет Латинской Америке ее место

47-й президент США укажет Латинской Америке ее место

Ирина Акимушкина

Особенно острым в отношениях Вашингтона с южными соседями будет миграционный вопрос

0
1536

Другие новости