0
3604
Газета Non-fiction Интернет-версия

18.07.2019 00:01:00

Глюком по Генделю

Классики второго ряда, выглядывающие из-за фигур Баха, Моцарта и Бетховена

Максим Артемьев

Об авторе: Максим Анатольевич Артемьев – историк, журналист.

Тэги: искусство, музыка, глюк, бетховен, гендель, германия, австрия, англия, история


24-14-11.jpg
Лариса Кириллина.
Гендель. – М.: Молодая
гвардия, 2017.  480 с.
(Жизнь замечательных
людей).

Гендель и Глюк в нашем представлении занимают второй ряд классиков и выглядывают из‑за фигур Баха, Моцарта и Бетховена. Их музыка звучит гораздо реже и имена не на слуху. Подробности биографий и характеристики творчества скрываются в тумане веков, и мы знаем о них совсем мало. Книги музыковеда Ларисы Кириллиной восполняют этот пробел. Специалист по музыке Бетховена и автор его подробного жизнеописания, она обратилась теперь к его предшественникам.

Жизненный путь и Георга Фридриха Генделя, и Кристофа Виллибальда Глюка описан с максимальной полнотой. Что представляется особенно важным, композиторы показаны на фоне своего времени. Например, что касается Генделя, в книге о нем дается подробный рассказ о жизни Англии того времени, ее политических и иных перипетиях. Впрочем, и из повествования о Глюке мы много узнаем, например о культуре Вены во второй трети XVIII века или о Париже 70‑х годов того же столетия.

Гендель, которому еще при жизни был поставлен памятник, что подчеркивает автор, занимает уникальное место в европейской музыкальной культуре. Он одновременно принадлежит музыке и Германии, и Италии, и, конечно, Англии, где считается национальным классиком. Феномен британской музыки еще требует своего разъяснения: почему страна два века молчала, не порождая своих талантов, и была вынуждена обходиться иностранцами? Лариса Кириллина повествует об истории всех постановок опер Генделя, о судьбе произведений уже после смерти композитора, как того же «Мессии». Она вполне убедительно объясняет причины его эволюции от опер к ораториям.

24-14-12.jpg
Лариса Кириллина.
Глюк. – М.: Молодая гвардия,
2018.  384 с. (Жизнь
замечательных людей).
В книге немало тонких музыкальных замечаний, например, об аутентичном исполнении произведений Генделя, о переработке их Моцартом в духе венского классицизма. Очень интересный сюжет, мимо которого Кириллина, к счастью, не прошла, это невстреча Баха и Генделя и в связи с этим детальное сопоставление двух гениев‑одногодков. Следует заметить, что год их рождения – 1685 был особенно богат на музыкальные таланты, ибо в том же году родился и Доменико Скарлатти, композитор вполне их уровня. Автор в связи с этим анализирует пьесу Пауля Барца «Возможная встреча» и фильм Козакова «Ужин в четыре руки», посвященные Генделю и Баху. Разбирается и творческое взаимодействие Генделя с Пьетро Метастазио, которого Кириллина причисляет к гениям, что, наверное, является преувеличением. Не обходит автор и загадки личной жизни Генделя, никогда не бывшего женатым и не имевшего детей. Представляется, что он скорее всего был не гомосексуалистом, а просто асексуалом.

Фактических ошибок у Кириллиной почти нет, разве что композитора Джона Блоу она назвала Уильямом. Думается, не стоило переводить цитируемые стихи в рифму – явно архаическая практика. Режет глаз модернизация устоявшихся имен и названий: Чарльз Стюарт, а не Карл, «Уэйкфилдский священник», а не «Векфильдский», а также употребление современной лексики в отношении событий прошлых веков – сиквел, кастинг.

24-14-3.jpg
Глюк начал с опер на
итальянском, затем о
братился к либретто
на французском, а в конце
жизни писал уже и
на немецкий текст.
Почти через 30 лет после Генделя родился реформатор оперной сцены – Глюк. Кириллина как разбирает происхождение Глюка, в том числе легенду о том, что чешский язык был для него родным, так и задается вопросом о его национальном самоопределении: австриец, немец, чех? Впрочем, последнее следует исключить априори. Любой культурный человек в те времена назвал бы себя в лучшем случае «богемцем», даже если бы имел чешскую кровь. Вообще пример Моцарта, Бетховена, Брамса достаточно поучителен и показывает всю условность определений – почему мы считаем первого, прожившего в Вене всего лишь 10 лет, а до того – подданного архиепископа Зальцбурга, австрийцем, а второго и третьего, проживших в ней более 30 лет, – немцами?

Глюк принадлежал уже к совсем другому поколению, и об этом ясно говорят его отношения с величайшими немецкими поэтами своего времени – Клопштоком, Виландом и даже Гете, к которому он обращался с просьбой написать стихи на смерть своей приемной дочери. Так от композитора XVIII века перекидывается мостик в XIX век, в первой трети которого Гете еще активно творил. Во времена же Генделя композиторы с поэтами не стремились общаться, пребывая в разных сферах. Глюк проделал интересную эволюцию: начав с опер на итальянском, он затем обратился к либретто на французском, а в конце жизни писал уже и на немецкий текст. Как и Гендель, Глюк принадлежал к нескольким культурам сразу.

24-14-2.jpg
Генделю еще при жизни
был поставлен памятник.
Иллюстрации из книги 
В книге есть несколько увлекательных сюжетов – это и повествование об авантюристе Кальцабиджи, авторе либретто «Орфея и Эвридики», и война глюкистов и пиччинистов в Париже, и разбор того, как было присвоено дворянство Глюку. Вслед за героем мы переносимся из Вены в Париж и обратно, узнаем о нравах при дворах в обеих столицах. Из недостатков можно отметить ошибочное отнесение Турина и Венеции к австрийским владениям, а история про никак не завершенный брак Людовика XVI закончилась на самом деле не операцией, а советом деликатного свойства, данным монарху братом Марии‑Антуанетты.

В завершение хочется пожелать автору написать еще книгу про Гайдна – третьего из классиков второго ряда того времени, достойного стоять вместе с Генделем и Глюком.








Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
931
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
791
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
926
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
628

Другие новости