0
3499
Газета Non-fiction Интернет-версия

14.11.2019 00:01:00

Православный нонконформист

Художническое освоение Достоевского

Тэги: художники, нонконформизм, выставка, виталий линицкий, федор достоевский, искусство


41-15-1_a.jpg
«Метафизика» позволяет мгновенно
угадать героев Достоевского в исполнении
Виталия Линицкого – например Федора
Павловича в искривленной фигуре с
лафитником и графином в руках.
Иллюстрация из книги
Элегантный, но увесистый том назван альбомом, а мог быть назван энциклопедией – по внушительности итога: 250 иллюстраций, 2, 4 авторских листа текста. Только название «Свет немеркнущий и преображающий» может навести на мысль, будто пред вами книга религиозного живописца, но и это объяснимо. Выдающийся иллюстратор Достоевского, Гоголя, Леонида Андреева, Цвейга, Акутагавы, спектаклей по таким знаковым книгам, как «Калигула» Альбера Камю, еще и удивительный, прекрасный православный художник.

Статью о выставке «Свет немеркнущий и преображающий в живописи Виталия Линицкого», прошедшей в Театральной галерее на Малой Ордынке (Дом‑музей А.Н. Островского в Москве), вы можете прочитать в статье Романа Багдасарова «Богословие кисти Виталия Линицкого» (см. «НГ» от 05.11.19). В представляемой «энциклопедии Линицкого» картины дополняет биографическая справка и каталог его работ, составленный Михаилом Гоголиным, и эссе заслуженного работника культуры, кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника Музея‑ квартиры Ф.М. Достоевского Галины Пономаревой.

В 1976–1988 годах – период знаменитых выставок на Малой Грузинской – Виталий Линицкий – известный «художник‑нонконформист, один из лидеров неофициального искусства, группы «20 московских художников».

Галина Пономарева в эссе о Линицком отмечает: «Сообщество не выдвигало регламентирующих творческих установок – единой программы, credo, формы, стилистики… Объединяющим было лишь одно: эмансипированность от официального искусства, его идеологических и изобразительных канонов. Оппозиционности часто сопутствовала известная политизированность, диссидентство, что не всегда способствовало сохранению и донесению собственно художнических устремлений, достижений, девальвируя их. Линицкий со временем отошел и окончательно освободился от диссидентства. Но, выставляясь на Малой Грузинской и других выставочных площадках для художников‑нонконформистов, он прежде всего демонстрировал внутреннюю свободу и индивидуальность, к чему стремились и другие участники выставок. В эпоху антирелигиозного официоза он открыто заявлял о себе как религиозный художник, тем самым продолжая путь, на который вступил еще в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова (МГАХИ)».

Вячеслав Волков, глава издательства «Жизнь и мысль» (это подразделение издательства «Русский Мир», возглавляемого также Волковым), пишет: «Творчество В. Линицкого остается недостаточно известным, недооцененным, корпус его работ понес большие потери – у частных коллекционеров, на студии «Мосфильм», за рубежом… вот почему мы готовили столь увесистый, как вы выразились, том».

Эссе Пономаревой исследует не только работы художника, но и главный их предмет – Достоевского и его героев: «Вершиной его книжной графики стало иллюстрирование Достоевского. Рождавшийся в Линицком религиозный художник – более всего под воздействием Достоевского – принял его спиритуальный взгляд на человека: он, человек, не может воплотиться, ограничиться земным. Художническое освоение Достоевского, что отвело Линицкому особое место в ряду иллюстраторов творчества великого писателя, можно обозначить как «запредельное видение мира Достоевского»… Достоевский, «дитя века, дитя неверия и сомнений», сам сложил, вопреки «доводам противным», свой «Символ веры» (в 1854 году в письме к Н.Д. Фонвизиной). Его личная вера питалась силой преодоления именно вопреки и несмотря на весь колоссальный опыт отрицания, накопленный человечеством и его культурой, опыт ему хорошо известный. Он всю жизнь «сознательно и бессознательно» решал вопрос о «существовании Божием», особенно в «Братьях Карамазовых», проходя «горнило сомнений».

41-15-12_o.jpg
Свет немеркнущий и
преображающий.
Виталий Линицкий:
Живопись, графика.
К 85‑летию художника. 
 К 200‑летию со дня
рождения Ф.М. Достоевского.
Автор‑составитель
Г.Б. Пономарева.–
М.: Жизнь и мысль,
2019. – 380 с.   
Главная книга в жизни Альберта Эйнштейна (о «Братьях Карамазовых» мне довелось писать даже в «НГ‑наука») стала таковой и для художника Линицкого. Эффект его иллюстраций Пономарева определяет как «визуальный эквивалент метафизичности Достоевского». Эта «метафизика» позволяет мгновенно, до чтения подписей, угадывать знаменитых героев: Федора Павловича в искривленной фигуре с лафитником и графином в руках, динамично закрученные фигуры Катерины Ивановны и Грушеньки. Фрагмент «Иван и Смердяков» решен как «момент испытания в готовности к преступлению» (Пономарева). Митя Карамазов в ореоле своих видений, толкнувших его принять на себя искупительный подвиг и отказаться от попыток защититься в суде.

Потрясающ и старик Смит («Униженные и оскорбленные»), и освещенная половина лица «смешного человека», и далее Поприщин (Гоголь, «Записки сумасшедшего») – изломы душ особенно подвластны графике Линицкого.

Поразительный факт: в работе над Достоевским выпускника Суриковского института Линицкого поддержал сам академик Борис Иогансон (казалось, из другой эпохи). А эскизы к спектаклю «Калигула» Альбера Камю (режиссер Йонас Вайткус, Каунасский театр драмы, 1983) мне чем‑то напомнили сценографию Ивана Билибина. Но тут уж слово специалистам.








Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пушкинский музей закольцовывает историю с помощью искусственного интеллекта

Пушкинский музей закольцовывает историю с помощью искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Истина на кончиках пальцев

0
1554
 ВЫСТАВКА  "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

ВЫСТАВКА "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

0
2105
 ВЫСТАВКА  "Русское невероятное"

ВЫСТАВКА "Русское невероятное"

0
2110
Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
4788

Другие новости