0
3520
Газета Non-fiction Интернет-версия

15.01.2020 21:00:00

Адмиралы и коммерсанты

Как небольшая Голландия стала в ХVII веке владычицей морей

Андрей Мирошкин

Об авторе: Андрей Викторович Мирошкин – критик, эссеист.

Тэги: история, голландия, мореплавания, политика, война, петр i, европа, америка, индия, сибирь, колонизация


история, голландия, мореплавания, политика, война, петр i, европа, америка, индия, сибирь, колонизация Был период, когда представители небольшой Голландии доминировали на морях, планомерно вытесняя всех конкурентов. Алексей Боголюбов. Шевенинген. Голландия. 1885. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Историки давно спорят о точной датировке начала и конца эры Великих географических открытий. Ее окончание иногда связывают со смертью прославленного капитана Джеймса Кука в 1779 году: к тому времени неоткрытыми оставались разве что Антарктида (про ее открытие читайте на стр. 16) и некоторые острова в Северном Ледовитом океане. А вот начало эры теряется в тумане позднего Средневековья ровно 600 лет назад. Захватив в 1415 году мавританскую крепость Сеута на северо-западном побережье Африки, португальцы через пять лет двинулись дальше на юг – открывать совершенно неизвестные земли. Постепенно горизонт мира раздвигался перед европейцами. К концу ХV столетия была открыта Америка, достигнута морским путем Индия. Поиск пути в Китай севернwым маршрутом привел к открытию Канады, о чьих истинных масштабах никто тогда не догадывался. Корабли из Европы добрались до Юго-Восточной Азии и даже до Японии. Везде, где была возможность, португальцы и испанцы, французы и англичане строили форты, захватывали земли и выгодные торговые пути, начинали торговлю с местным населением. Действовали пряником, но чаще кнутом. И постепенно богатели на эксплуатации колоний.

Немалый вклад в колонизацию новых земель внесли и голландцы. О них реже вспоминают: у всех на устах имена Колумба и Магеллана, Дрейка и Кортеса. Однако был период, когда представители небольшой Голландии доминировали на морях, планомерно вытесняя всех конкурентов. Об этом времени рассказывает книга американского историка, профессора Йельского университета Чарлза Боксера.

Еще в ХVI столетии голландцы пытались проникнуть в Китай и Индию северным путем, в обход Сибири (никто ведь тогда в Европе не знал, насколько она велика). Дальше Новой Земли им пройти не удалось, зато на карты были нанесены Шпицберген и побережье моря, позднее получившего название в честь капитана Виллема Баренца.

Португальцы, проторившие путь в Индию и Малакку, транжирили колониальную добычу на роскошь, развлечения и прочие аристократические причуды. Голландцы же действовали рационально и дальновидно, как прирожденные коммерсанты. Они вкладывали прибыль в строительство кораблей и верфей, создавали банки и страховые компании, вербовали за границей матросов и штурманов. И ХVII век стал в Нидерландах не только золотым веком живописи, но и временем морского и торгового господства. Знаменитые каналы были неотъемлемой частью этого проекта: они позволяли с максимальной экономией доставлять грузы от морских портов к потребителям по внутренним водным путям. Амстердам стал в ту пору богатейшим городом мира.

1-15-12250.jpg
Чарлз Боксер. Голландское
господство в четырех частях
света. ХVI–ХVIII века / Пер. с англ.
 О. Лапиковой.– М.:
Центрполиграф, 2019.
 – 368 с. (Всемирная история).
Где деньги – там и дальние морские экспедиции, и географические открытия. В 1606 году Виллем Янсзон первым из европейцев достиг Австралии. Остров Тасмания получил название в честь голландского капитана, открывшего затем и Новую Зеландию. Воспользовавшись ослаблением Португальской империи, моряки и солдаты Нидерландов отвоевали Индонезию, Цейлон и еще ряд территорий в Азии. Поначалу успешно шло их наступление в Америке и Африке, но в итоге Лиссабон все же сохранил за собой Бразилию и Анголу; голландцы смогли закрепиться лишь в Суринаме и на нескольких островах Карибского моря. Адмиралы Хайн, Рёйтер и Хемскерк одерживали яркие победы в морских сражениях. Их предприимчивые соотечественники основали поселение на месте будущего Нью-Йорка. Нидерландские колонисты обосновались на южной оконечности Африки, где их потомки-буры живут и по сей день. Картографы, судостроители, моряки и гидротехники из этой небольшой страны считались в ту пору лучшими в мире. Недаром Петр I приезжал учиться корабельному делу в Харлем и мануфактурному – в Лейден. Петербург и русский флот создавались им во многом на голландский лад.

Чарлза Боксера в особенности интересуют экономические аспекты этого стремительного восхождения. «К 1648 году голландцы, бесспорно, являлись величайшей в мире торговой нацией, со своими аванпостами и укрепленными факториями, разбросанными от Архангельска до Ресифи и от Нового Амстердама до Нагасаки», – пишет историк. Эта страна фактически контролировала перевозки зерна, металлов и строевого леса на Балтийском море, китобойный промысел и рыболовство в северных водах, судовой фрахт во многих портах Европы. И параллельно, заметим, вела многолетнюю изнурительную войну с Испанией за независимость, завершившуюся провозглашением первой в Европе буржуазной республики. Расцвет науки, техники, искусства, университетского образования в Голландии базировался на крепком денежном фундаменте, создаваемом купцами и фермерами, биржевиками и мореплавателями. На всю Европу славились также книжники из этой страны: одна только династия издателей Эльзевиров чего стоит. Как отмечает автор, «голландская коммерческая и морская экспансия получила точное отражение в обширной литературе о путешествиях и мореплавании».

Но как прилив на Северном море в свой час сменяется отливом, так и в экономике вслед за процветанием приходит кризис. Нескончаемые войны и внутриполитические проблемы привели «владычицу морей» к упадку. В середине ХVIII века это была уже не та мощная держава, которая побеждала англичан и испанцев, диктовала свою волю монархам Европы и владыкам экзотических стран. А в 1810 году Голландия вошла в состав империи Наполеона. Независимость вернулась через три года, но глобальное господство – уже никогда (разве что в некоторых областях промышленности). В середине и конце прошлого столетия страна лишилась практически всех оставшихся заморских колоний – особенно чувствительной оказалась потеря Индонезии. Но в музеях можно увидеть батальные и пейзажные полотна художников ХVII века с изображением величественных кораблей голландского флота, некогда обеспечившего мировое лидерство этой страны.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
698
Вашингтон и Токио намерены защищать Тайбэй

Вашингтон и Токио намерены защищать Тайбэй

Владимир Скосырев

На японских островах Пентагон разместит ракеты на случай атаки Китая на Тайвань

0
596
"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

Ирина Акимушкина

Новый президент Уругвая заинтересован в более тесных связях с Россией

0
584
Израиль готов придержать "Стрелы севера"

Израиль готов придержать "Стрелы севера"

Игорь Субботин

Глава правительства Биньямин Нетаньяху не против сделки с "Хезболлой"

0
703

Другие новости