0
3018
Газета Non-fiction Интернет-версия

26.08.2020 21:14:00

Между Китаем и Индией

Ключ к тайнам Бирмы/Мьянмы

Николай Листопадов

Об авторе: Николай Александрович Листопадов – доктор исторических наук.

Тэги: индия, китай, история, политика, бирма, мьянма, сша


32-15-1350.jpg
В своей книге Тан Мьин-У хорошо показывает 
сложность ситуации в Мьянме, входящей
в список наименее развитых государств.
Колин Кэмпбелл Купер. Пагода, Бирма. 
Ок. 1915. Частная коллекция
Автор представляемой книги «Скрытая история Бирмы. Национальный вопрос, капитализм и кризис демократии в XXI веке» бирманский историк и политолог Тан Мьин-У хорошо известен в международных политологических кругах, особенно среди исследователей, занимающихся Азией. Его перу принадлежат пять книг и многочисленные статьи в ведущих мировых изданиях. Ряд его работ стали бестселлерами. Обязательно следует упомянуть монографии «Река исчезнувших следов. Личная история Бирмы» (The River Of Lost Footsteps: a Personal History of Burma; Farrar, Straus and Giroux, New York, 2008) и «Там, где Китай встречается с Индией. Бирма и новые перекрестки Азии» (Where China Meets India: Burma and the New Crossroads of Asia; Farrar, Straus and Giroux, New York, 2018).

Новый труд дает панораму событий в Мьянме на фоне мировых процессов в переломное последнее десятилетие с краткими, но емкими экскурсами в предшествующую историю, являясь своего рода путеводителем по хитросплетениям мьянманской внутренней и внешней политики.

Исследователь находится в выигрышной позиции. Он имеет возможность смотреть на события как изнутри происходящих в Мьянме (с 1989 года Бирма стала официально называться Мьянмой, но в литературе продолжают использоваться оба названия) процессов, так и со стороны.

Тан Мьин-У, родившийся в Нью-Йорке в январе 1966 года, – внук третьего генерального секретаря ООН бирманца У Тана (1961–1971), первого представителя Азии, да и вообще развивающихся стран на этом посту. И сам он много лет проработал в главной международной организации, был директором по вопросам планирования Департамента политических вопросов ООН в 2004–2006 годах. А до этого участвовал в миротворческих операциях в Камбодже и бывшей Югославии.

В последние годы Тан Мьин-У живет в Янгоне, где основал и возглавляет Траст наследия Янгона – Yangon Heritage Trust и Дом-музей У Тана – U Thant House.

Тан Мьин-У получил прекрасное образование в Гарвардском, имени Джона Хопкинса и Кембриджском университетах, где позднее и сам читал лекции. В 2013 году журнал Foreign Policy включил его в список 100 ведущих мыслителей мира, а журнал Prospect называл его среди 50 выдающихся мыслителей.

К сожалению, в России Тан Мьин-У практически неизвестен, если не считать совсем узкого круга бирманистов. А ведь его труды посвящены Бирме/Мьянме – стране, занимающей исключительно важное геополитическое расположение между Китаем и Индией, на стыке регионов Южной и Юго-Восточной Азии и имеющей широкий выход к Индийскому океану. Россию с Бирмой связывают давние традиционно дружественные отношения. К тому же в этой стране происходят процессы, вызывающие пристальный интерес у мировой общественности.

Всеобщее внимание завоевала лауреат Нобелевской премии мира за 1991 год Аун Сан Су Чжи, ставшая символом ненасильственной борьбы за демократию и права человека в авторитарном государстве с военным режимом. И что важно – успешной борьбы. После 15 лет под домашним арестом в 2015 году возглавляемая ею партия Национальная лига за демократию с сокрушительным результатом выиграла всеобщие парламентские выборы и пришла к власти. Аун Сан Су Чжи стала государственным советником, фактическим главой правительства. Весь мир приветствовал такое развитие событий. Но затем произошло резкое обострение обстановки в граничащей с Бангладеш Ракхайнской национальной области после вооруженных вылазок объявленной в Мьянме террористической организации, так называемой Армии спасения рохинджей Аракана в октябре 2016 и августе 2017 годов. Мьянманская армия жестко ответила на действия боевиков. Результатом стал исход более чем 700 тыс. мусульман-рохинджей в Бангладеш. В Мьянме отказываются признавать рохинджей коренным этническим меньшинством.

32-15-11250.jpg
Thant Myint-U. The Hidden History 
Of Burma: Race, Capitalism, And 
The Crisis Of Democracy In The 
21st Century. – New York, W.W. 
Norton And Company, 2020. – 
288 p.
Из-за острой проблемы беженцев Аун Сан Су Чжи, человек весьма драматической судьбы, превратилась в объект суровой критики и давления не только в мусульманском мире, но и в западных странах, особенно в правозащитных кругах, за игнорирование, по их мнению, трагедии рохинджей. По иронии судьбы бывшей общепризнанной «иконе демократии» пришлось даже давать объяснения в Гааге, в Международном суде ООН, где Мьянма обвиняется – ни много ни мало – в геноциде мусульман-рохинджей, что, конечно, является несуразным преувеличением.

Скорее всего на Западе, немало сделав для перемен в Мьянме (а к ним лично приложили руку Буш-младший, Обама, Хиллари Клинтон и Тони Блэр), рассчитывали, что, придя к власти, Аун Сан Су Чжи будет следовать инструкциям из Вашингтона и Лондона. Но этого не произошло. Одно дело – быть в оппозиции, а другое – находиться у власти и отвечать за принимаемые решения. Нобелевская лауреатка показала себя довольно самостоятельным лидером-реалистом, ориентированным на защиту национальных интересов.

Автор книги, стараясь быть объективным, довольно критически оценивает деятельность возглавляемого Аун Сан Су Чжи правительства, указывая на достаточно скромные успехи в экономике и процессе национального примирения. Тем не менее демократическому лидеру удается находить компромиссы с командованием вооруженных сил, которое по-прежнему играет значительную политическую роль в соответствии с Конституцией 2008 года, обеспечивая стабильность в стране и ранее невозможные демократические свободы. Есть надежда, что предстоящие в ноябре текущего года парламентские выборы будут свободными и честными и обстановка в Мьянме не разбалансируется.

В своей книге Тан Мьин-У хорошо показывает сложность ситуации в Мьянме, входящей в список наименее развитых государств. Здесь более 70 лет идет гражданская война между центральным правительством и двумя десятками вооруженных повстанческих организаций национальных меньшинств, ряд из которых вовлечен в наркоторговлю в «Золотом треугольнике». Если раньше Мьянма была ведущим поставщиком на мировой рынок героина, то теперь к этому добавился метамфетамин. Целых пять десятилетий Бирмой управляли военные режимы, зачастую бравшие во внешней политике курс на автаркию и самоизоляцию.

Автор убежден, что переход к демократической многопартийной системе и открытой рыночной экономике сам по себе не ведет к успешному решению стоящих перед страной проблем, а в ряде аспектов капитализм в его мьянманском исполнении порождает новые противоречия. Прежде всего это касается вопиющего социального расслоения, несправедливого распределения национального богатства. Кроме того, ускорение развития, нацеленного на создание общества потребления, ведет к перенаселенности крупных городов и быстрой деградации окружающей среды, и без того страдающей от последствий изменения климата.

Выход из своеобразного тупика автор видит в выработке новой стратегии развития с акцентом на построение социального государства, во главу угла ставящего развитие человеческого капитала посредством наращивания вложений в образование, охрану здоровья, социальные гарантии и экологию. Правительство призвано играть координирующую роль в этом процессе. Но речь идет не об огосударствлении экономики и общественной жизни, а об улучшении управления, росте качества принимаемых управленческих решений и эффективности их реализации. Не обойтись и без опоры на гражданское общество, неправительственные организации и экспертное сообщество. Тан Мьин-У знает, о чем пишет.

При первом относительно демократически избранном успешном президенте-реформаторе, отставном генерале Тейн Сейне (2011–2016) автор был одним из его ведущих советников.

К чести автора, следует сказать, что его выводы, сделанные до пандемии коронавируса и волнений в США и других странах на расово-социальной почве, востребованы в настоящее время. Многие серьезные политики, предприниматели и ученые сейчас говорят о необходимости корректировки парадигмы развития с упором на выравнивание социальных перекосов и сглаживание крайностей либеральной демократии и капитализма, видимое торжество которых отнюдь не означает «конца истории».

Крайне больная тема для Мьянмы – пресловутый национальный вопрос, доставшийся от колониального и раннего постколониального периодов. Автор полагает, что зацикленность на национализме и этничности тормозит развитие страны, ведет в тупик. В XXI веке надо предлагать объединительную повестку, вырабатывать новую идентичность на основе инклюзивности. Тан Мьин-У не дает конкретных рецептов, а призывает подумать об инновационной стратегии развития с упором на зеленую экономику и экотуризм. Он уверен в том, что при сохранении кричащего социально-экономического неравенства и несправедливости, деградации природы невозможно построение демократического успешного общества и решение национального вопроса.

Перспективы развития Мьянмы во многом зависят от внешних факторов. Автор показывает крайне негативное воздействие на страну политики санкций, проводимой западными странами. От нее страдают прежде всего наиболее бедные, уязвимые слои населения, консервируются отсталость и архаика.

Находясь на геостратегическом перекрестке, Мьянма может много приобрести, став связующим звеном, мостом между Китаем и Индией, Южной и Юго-Восточной Азией, дать выход к Индийскому океану Китаю и северо-восточным штатам Индии. Главное – не допустить превращения страны в поле противоборства между соперничающими державами, стать разменной монетой в политике США по сдерживанию КНР и не попасть в чрезмерную зависимость от последней.

Требует корректировки и курс на безоглядную вовлеченность в глобализацию. В последнее время мьянманское сельское хозяйство, производящее рис, бобовые, арбузы, дыни, манго и другие тропические фрукты, чай и кофе, ориентировано на китайский рынок, который оказался закрытым из-за пандемии, что нанесло серьезный ущерб мьянманским крестьянам. Аналогичная ситуация и с экспортом готовой одежды в страны ЕЭС. Вывод – нужна не только диверсификация внешних поставок товаров, но и повышение емкости внутреннего рынка. Как образно подметил Тан Мьин-У, наращивание экспорта арбузов в Китай не решит экономических проблем.

Думается, что рецензируемая книга, так же как и другие работы Тан Мьин-У, заслуживает того, чтобы быть переведенной и изданной на русском языке. Являясь научными изданиями, они написаны в публицистическом ключе, с показом исторических событий в преломлении через судьбы отдельных людей и, несомненно, вызовут живой интерес у российских читателей, небезразличных к процессам, происходящим в странах Востока. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
1571
Вашингтон и Токио намерены защищать Тайбэй

Вашингтон и Токио намерены защищать Тайбэй

Владимир Скосырев

На японских островах Пентагон разместит ракеты на случай атаки Китая на Тайвань

0
1183
"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

Ирина Акимушкина

Новый президент Уругвая заинтересован в более тесных связях с Россией

0
1126
Израиль готов придержать "Стрелы севера"

Израиль готов придержать "Стрелы севера"

Игорь Субботин

Глава правительства Биньямин Нетаньяху не против сделки с "Хезболлой"

0
1323

Другие новости