0
3257
Газета Non-fiction Интернет-версия

21.10.2020 20:30:00

Буржуа против революционера

Отец русского футуризма осуществил американскую мечту

Максим Артемьев

Об авторе: Максим Анатольевич Артемьев – историк, журналист.

Тэги: биография, футуристы, бурлюк, маяковский, революция, эмиграция, американская мечта, сша, искусство


40-15-1700480.jpg
Давид Бурлюк — один из счастливчиков,
убежавших из-под катка истории.  Фото 1914
года с сайта
www. mayakovsky. museum-online.moscow
Отец русского футуризма Давид Бурлюк осуществил в США американскую мечту – добился обеспеченной и сытой жизни, независимого существования. Но его мечта была совсем иной – слава и возможность влиять на историю искусства. Об этом противоречии его жизненной судьбы и повествует книга Евгения Деменка, первая столь полная биография художника и поэта.

Подзаголовок в названии не случаен. Бурлюк именно выживал большую часть своей жизни. То, что со стороны представляется долгим и, в общем-то, счастливым существованием, на фоне судеб его рано погибших родных братьев или его соратников по футуризму, выглядит скорее исключением. История тяжело прокатилась по судьбе его поколения, и Бурлюк попал в малое число счастливчиков, убежавших из-под ее катка.

Впрочем, начиналось все довольно оптимистично – дружная семья Бурлюков, почти все дети которой обладали художественными или литературными талантами, привольная жизнь на лоне природы в различных имениях, обучение в художественных училищах Казани, Одессы, Мюнхена и Парижа. Единственная невзгода – потеря одного глаза в детстве, конкретные обстоятельства чего разыскал Деменок, ибо было точно неизвестно – как окривел Бурлюкэ Одноглазых художников история знала – Альфред Маннингс, Иоахим Рингельнац, Виктор Браунер, но, как верно замечает Деменок, Бурлюк был единственным, кто видел мир однобоко с подросткового возраста.

Дальше вообще пошло замечательно, Бурлюк оказался причастен сразу к нескольким новым направлениям и в живописи, и в литературе, начиная с «Бубнового валета» и заканчивая футуризмом. В этих пионерских начинаниях он нашел себя, став организатором и вдохновителем модернистских школ и течений, антрепренером и культуртрегером.

Тут нужно сказать – кем же являлся по своей сути Бурлюк? Автор книги считает несправедливой его оценку как второразрядного художника и третьеразрядного поэта. В опровержение этого он указывает на ученичество у него Маяковского. Но из того факта, что последний считал Бурлюка учителем, вовсе не вытекает его значение как выдающегося живописца. У героя книги были очевидные и художественные, и литературные способности, но не более того. В живописи его еще можно назвать талантом, а нарисованный им портрет Василия Каменского – безусловный шедевр, однако его стихи откровенно слабы. Прозу он писал ремесленно-умело, без вдохновения.

Тысячи его полотен не создали ему имени в искусстве. В них он эклектичен, у него нет своего лица. В историю культуры Бурлюк вошел как попутчик, если воспользоваться пролеткультовским термином, талантливых художников и поэтов, которым он помогал раскрыть себя, осветить и освятить им новые пути, получить известность.

40-15-11250.jpg
Евгений Деменок. Давид Бурлюк:
Инстинкт эстетического
самосохранения.– М.: Молодая
гвардия, 2020. – 536 с. (Жизнь
замечательных людей).
Открытие Маяковского – самое известное достижение Бурлюка. То, что он разглядел в восемнадцатилетнем задиристом парнишке – начинающем художнике крупного поэта и вывел его на широкую дорогу, делает честь его вкусу и проницательности. Но его вместе с Лилей Брик советская пропаганда долгие десятилетия пыталась «открепить» от образа пролетарского поэта. Так что Деменок восполняет этот искусственный пробел в нашем представлении о Маяковском. Книга подробно повествует и об отношениях Бурлюка с Велимиром Хлебниковым, Алексеем Крученых, другими поэтами и художниками, хотя в части противостояния «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста» автор скорее запутывает.

Футуризм – понятие, с которым и ассоциируется главным образом Бурлюк, был любопытным феноменом: на родине, в Италии, он не дал ничего ценного в литературе, зато в России он проявил себя самым ярким образом в стихах. К тому же умелая реклама делала свое дело, люди, даже не очень одаренные, получив «изм», становились знаменитыми, пусть и на день.

Ценно, что в книге рассказывается о жизни других талантливых Бурлюков, братьев и сестер Давида (любопытный случай для генетиков), уточняются детали их биографий, так что читатель видит героя в семейном интерьере и представляет, какие бездны окружали его и как непросто было их обойти.

Деменок подробно останавливается на моменте выбора Бурлюком своего будущего после 17-го года. Аккуратный и расчетливый буржуа побеждает в нем, он бежит все дальше от большевиков и через Владивосток и Японию попадает в Америку. С точки зрения простого человека, Бурлюк дважды совершает морально неприемлемый выбор: в первый раз, когда добровольно выступает пропагандистом радикальной секты, а второй, когда сам уезжает от победившей революции подальше, но продолжает поддерживать советский режим и агитирует за него.

В США Бурлюк не стал знаменитостью, хотя автор пытается показать скорее обратное. Сотни других беглецов из Европы достигли большего. Как художник он там забыт. Но в отличие от многих эмигрантов Бурлюк добился материального благополучия, дал образование сыновьям, что является формальной причиной невозвращения в СССР.

Его жизненным триумфом стали две поездки на родину в 1956 и 1965 годах. Следует помнить, что Бурлюк был одним из самых первых беглецов, которым разрешили посетить с визитом СССР после смерти Сталина. Пережив многое и многих, он воспринимался и как живое ископаемое, и как посланец современного западного искусства. Союз писателей оплачивал все его расходы. Но как ни был Бурлюк осторожен и дипломатичен с советскими представителями, главного добиться ему не удалось – книг его не издали, и картин, хранившихся в запасниках музеев, не отдали.

Книга Деменка написана ясно и просто, насыщена фактурой, в которой автор не тонет, при этом он не пытается напустить ненужного глубокомыслия, поэтому текст читается легко. Конечно, автор – дитя своего времени, и у него появляются «спикеры», неоднократно «коммуникация» вместо «связи». Но в целом «Бурлюк» – полезная и нужная публикация.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5180
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
3057
Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Геннадий Петров

Спецслужбы страны подозревают РФ во вмешательстве в ход нынешней избирательной кампании

0
2384
Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Сергей Никитин

США добиваются от Аргентины закрытия китайского спутникового центра

0
2730

Другие новости