0
3433
Газета Non-fiction Интернет-версия

03.03.2021 20:30:00

Архивная революция

Новые данные о том, как появилась Саудовская Аравия

Тэги: арабы, история, саудовская аравия, османская империя, персия, наполеон, англия, франция, российская империя, персидский залив, архивы


8-14-13250.jpg
Сейед Али Муджани. Хроника
Неджда. Пер. с перс.
В.О. Кокликова; науч. ред.
А.Д. Васильев.– М.: Садра,
2020. – 176 с.
Книга посвящена событиям, которые разворачивались на Ближнем Востоке более двух веков назад, но имели прямое отношение к современному устройству мира. Эти события привели к появлению на карте нового государства, известного сейчас как Саудовская Аравия. В середине XVIII века эмир Мухаммад ибн Сауд, основатель династии нынешних аравийских королей, заключил союз с шейхом Мухаммадом ибн Абд ал-Ваххабом. Это стало первым шагом к созданию первого Саудовского государства. Эмир и шейх были уроженцами области Неджд, расположенной на одноименном плато в центре Аравийского полуострова. Местность была бедная, населенная разрозненными кочевыми племенами, поэтому на нее никогда не обращали особого внимания, ведь обстановка на всем Ближнем Востоке зависела от великих держав региона. Но в рассматриваемый период Османская империя постепенно утрачивала свое главенствующее положение. Время ее расцвета и могущества уходило.

Другая важнейшая держава Ближнего Востока и Центральной Азии – Персия – тоже переживала ряд потрясений и трансформаций. Завершалась эпоха правления династии Сефевидов, давшей Персии нескольких выдающихся властителей, прежде всего шаха Аббаса Великого. Престол захватил энергичный и воинственный Надир-шах, который совершил поход в Индию и вернулся оттуда с богатыми трофеями, в том числе с уникальными крупными алмазами «Шах», «Кохинур» и «Дерианур», а также с Павлиньим троном из золота и серебра, украшенным множеством драгоценных камней. Кроме военной добычи, Надир-шах желал получить и статус владыки, чье влияние распространяется не только на подданных, но и на все сопредельные народы. Для этого он намеревался взять под контроль все окрестные торговые пути, а главное – маршруты паломничества к священным местам, отобрав эту привилегию у Османской империи.

К началу XIX века и ведущие европейские державы – Британия, Франция и Российская империя накопили достаточно сил, чтобы решительно отстаивать свои интересы на Ближнем Востоке. Иногда влияние европейских стран оказывалось решающим даже в тех вопросах, которые напрямую к ним не относились. Например, в 1798 году на полуострове Хиджаз остро проявился недостаток продовольствия, причиной которого стал неурожай зерна: «Из-за конфликта с французами османское правительство не имело удобного сухопутного доступа к Хиджазу и использовало морские пути сообщения. Важнейшей задачей на тот момент было получение зерна из южных регионов Ирана и доставка его по морскому пути до порта Янбу, что позволило бы спасти от голода жителей Мекки и Медины и обеспечить провиантом войска, сражавшиеся с французами. Маршрут доставки начинался в Шуштаре – Ховейзе и проходил по морю через Басру – Бушер – Ленге – Маскат – Джидду до Янбу. Первым шагом данного османского правительства по обеспечению провиантом войск и священных городов стали закупка и отправка этим путем 8000 мешков провизии из южных районов Ирана».

Но и первое Саудовское королевство, появившееся в Неджде, – Дирийский эмират – уже имело влияние на ситуацию: «Несмотря на то что власти Порты косвенно разрешили противоречия с независимым Недждом, они оказывали помощь прежде всего пострадавшим от неурожая Хиджазу и Синаю. Жители южных прибрежных районов Персидского залива, то есть племена, присоединившиеся к ваххабитам Неджда и наблюдавшие за перевозкой продовольствия, в условиях засухи и неурожая приняли решение заполучить такое важное для них продовольствие…»

В том же году Египет был занят войсками Наполеона, потом на смену французам пришли англичане, эти проблемы отвлекли внимание османского правительства от событий в Аравии. В Персии потомки Надир-шаха не удержали власть, перешедшую сначала к династии Зендов, а потом персидским престолом завладел род Каджаров. Столицей страны стал Тегеран. Второй из каджарских владык Фетх Али-шах носил корону почти 40 лет. На время его правления выпала активная внешняя экспансия Дирийского эмирата – так, в 1802 году был захвачен и разграблен священный для иранцев город Кербела. В следующем году принц Сауд, внук эмира Мухаммада, во главе большого войска атаковал Мекку и Медину, разграбив эти почитаемые города и разрушив многие постройки: «Среди похищенных предметов были корона, принадлежавшая сасанидскому падишаху Ануширвану, которую получили арабы после покорения Мадаина, и меч халифа династии Аббасидов Харуна ар-Рашида, подношения индийских султанов и украшения купола».

Автор книги – видный иранский дипломат и историк, специалист по работе с архивными материалами, занимавший должность директора библиотеки МИД Ирана. Он опирается на старинные документы Османской империи, которые только недавно стали доступны для изучения. В предисловии говорится, что в середине прошлого десятилетия в Турции произошло то, что можно назвать «архивной революцией». Документы, находившиеся ранее в закрытых фондах и не всегда в хороших условиях, были отреставрированы и стали доступными для ученых. Оцифрованные каталоги и сканы архивных материалов теперь появились и в интернете. Впрочем, работы для исследователей еще предостаточно, ведь во многих случаях необходимо выявить происхождение того или иного дошедшего до наших дней документа.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1802
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
659
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
892
Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Виктор Леонидов

Фигура Константина Батюшкова оказалась в тени. И не только для специалистов, но и для миллионов читателей

0
594

Другие новости