0
3137
Газета Non-fiction Интернет-версия

24.08.2022 18:10:00

Перед сказочным творцом

Слова были восприняты как заклинание, и единственным равноценным ответом стала музыка

Тэги: музыка, композитор, поэзия, мелодия, море


музыка, композитор, поэзия, мелодия, море Мерцание рыб и рептилий… Ян Вильденс Франс Снейдерс. Рыбный рынок. 1621. Эрмитаж

Грустно знакомиться с теми, о ком узнаёшь только когда их уже нет, тем более грустно, если они ходили теми же путями, что и ты, и лишь по чистой случайности судьбы ваши не пересеклись.

Амаяк Морян – композитор, импровизатор, артистичный, свободолюбивый и открытый к людям человек хотел прожить 94 года, а прожил 65. В июне 2022 года, 7-го числа, в Центральном доме работников искусства состоялся приуроченный к дате рождения (6 июня), концерт памяти, а также презентация книги, куда вошли воспоминания близких и друзей, многие из которых музыканты, поэты, художники. На обложке книги – портрет композитора, выполненный художником Борисом Илюхиным, создателем творческого сообщества «Старая школа».

Особо следует отметить, что в книгу вошли и нотные записи сочинений Амаяка Моряна, сделанные им собственноручно. Мало беспокоясь об увековечении своих произведений, он был щедр и расточителен, сочиняя и исполняя их, и крайне беспечен, когда надо было зафиксировать ноты на бумаге. Поэтому нотных записей его произведений крайне мало, композитор делал их исключительно по настоянию друзей.

К сохраненным авторским рукописям относится и музыка на слова неизвестного автора «Вечная дорога». В первый раз я услышала это произведение в гостях у певицы Марлены Мош и ее супруга, пианиста Александра Малкуса. Исполнение предваряла история о том, как Амаяк, бродя у моря, нашел листок со стихами… Если слова приходят к композитору сами, к ним уже нельзя отнестись как к авторским стихам, к ним неприменима формула «нравится – не нравится». Явившиеся Амаяку Моряну слова были восприняты им как заклинание, и единственным равноценным ответом стала его музыка к ним.


Чем завершается река?

Она уходит в море.

А дни, и годы, и века –

В небесные просторы.

И перед сумрачным истцом

Замолкнут все столетья,

Как пред воскресным алтарем

Вдруг замолкают сплетни.

Вечная дорога вниз,

Вечная дорога вдаль,

Вечная дорога высь,

Вот и ничего не жаль.

Куда деваются слова?

Конечно, в разговоры.

А дни, и годы, и века

Не познаются в спорах.

И перед сказочным творцом

Замолкнут все столетья,

Как пред воскресным

алтарем

Вдруг умолкают дети.

Вечная дорога вниз…


31-15-11250.jpg
Карина Зурабова. Амаяк.– М:
Сам полиграфист, 2022, – 108 с
Удивительная история о возникновении песни «Вечная дорога» произвела на меня впечатление. Я написала на эту тему стихотворение «Композитор», которое, убеждена, является неотъемлемой частью единого непрекращающегося творческого витка, где каждый подхватывает реплику предыдущего участника. Всякое произведение искусства имеет в своей основе первоначальный импульс, и художник всегда знает, кому в своей душе он бесконечно благодарен за него. Моя благодарность Амаяку Моряну – в посвященном ему стихотворении:

Шел по берегу.

Море у кромки плескало.

Слушал ритмы прибоя

и речитативы песка.

Где-то с пенным аккордом

карабкались волны на скалы.

Прошивал партитуру

сигнальный пунктир

маяка.

И мелодия песни слагалась

без всяких усилий.

Поднимала, как сеть,

из пучины созвучий улов.

Всё в ней было: мерцание рыб

и рептилий,

страсть, стихия, свобода…

Но не было слов.

И, как будто сочувствуя

и соучаствуя или

откровенно смеясь

над упрямством логических схем,

волны вынесли лист, –

и, расправив у ног, отступили, –

со словами стихов,

сочиненных неведомо кем

о бездонности моря,

куда устремляются реки,

о бездонности неба –

о том, что превыше всего,

о мгновениях жизни,

ушедших в бессмертные треки,

и о том, как отчаянно жаль,

что не жаль ничего.


Книга «Амаяк» небольшого объема и небольшого формата. Но она с большим уважением и теплом рассказывает о незаурядной личности, о чертах характера, привычках, о принципах сочинения и авторского исполнения музыки, раскрывает биографические сведения, сказавшиеся на формировании непростой судьбы Амаяка Моряна в искусстве.

Центральную содержательную часть книги составляют воспоминания жены композитора, Карины Зурабовой, из которых видно, что насколько глубоко Амаяк был погружен в любимое дело, насколько далек был от будничных реалий и амбициозности. Жил «как птица на ветке», как истинный художник. Ведь на заботы о житейском благополучии нет уже ни сил, ни желания, когда искусство требует нерационального максимума усилий даже при решении малой творческой задачи. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Нирвана» поволжских степей

«Нирвана» поволжских степей

Ольга Василевская

Между литературоцентризмом и минимализмом

0
147
Думающее облако

Думающее облако

Александр Урбан

Помимо прозы и поэзии есть третий тип художественной речи

0
146
По рассветной розовой воде

По рассветной розовой воде

Александр Балтин

Нежность входила в его стихи жаждой праздника

0
143
Я сам себя обидел

Я сам себя обидел

Арсений Анненков

Аркадий Гайдар как поэт в повести «Судьба барабанщика»

0
334

Другие новости