0
5901
Газета Non-fiction Интернет-версия

02.11.2022 20:30:00

Враги самого Ленина

Истоки и смысл умеренности в России

Тэги: история, россия, политика, либерализм, центризм, власть, государственная дума, столыпин, керенский, ленин


41-15-13250.jpg
Нина Хайлова. Центризм
в российском либерализме
начала ХХ века.– М.: Институт
российской истории РАН: Центр
гуманитарных инициатив, 2022. –
640 с. (Historia Russica).
Предреволюционная общественная и политическая жизнь оставила множество имен, запомнившихся не столько делами, сколько образными выражениями. Можно вспомнить риторический вопрос про «глупость или измену» лидера кадетов Павла Милюкова, ставший, по мнению современников, прологом к революции, или рассуждения о «столыпинских галстуках» (виселицах) его сопартийца Федора Родичева. Кажется, лишь премьер-министр Петр Столыпин умел сочетать ораторское искусство с реальной созидательной деятельностью. Помимо таких хрестоматийных фраз, как «не запугаете» или «им нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия», он говорил: «власть не может считаться целью. Власть – это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка».

Книга Нины Хайловой рассказывает еще об одном политическом течении, которое, может, и не было столь красноречиво, но, как Столыпин, стремилось к созидательной деятельности. Речь о Партии демократических реформ и Партии мирного обновления, которые в отечественном политическом спектре занимали место между кадетами и октябристами. Истоки их партийного строительства, лежавшие в реформах Александра II, в частности земства, а также в идеологии журнала «Вестник Европы» и газеты «Русские ведомости», характеризовались либеральным центризмом. Здесь необходимо отступление. Либерализм предреволюционных лет отличался от своего европейского крестного отца. Последний в то время характеризовался стремлением к эволюционному развитию и уважением к правам личности, а его непутевый российский родственник симпатизировал левым революционным течениям и с неприятием относился к консервативным партиям. На подобную печальную тенденцию обращали внимание и историки, и исследователи отечественной философии.

В отличие от большинства русских либералов сторонники рассматриваемых партий ставили во главу угла именно эволюционизм, во главе которого стоял человек, а не партийные или политические отвлеченные химеры, зачастую нарушающие права индивида (как в случае с вопросом частной собственности в проекте аграрной реформы кадетов). Из лидеров либералов-центристов можно назвать графа Петра Гейдена, Павла Рябушинского и Ивана Ефремова. Именно они, несмотря на всю малочисленность, смогли пройти в Государственную думу и образовать фракцию, в которую также входили Максим Ковалевский, князь Евгений Трубецкой и Дмитрий Шипов. Депутаты стремились создать внепартийную коалицию, которая в годы Первой мировой войны оформилась в Прогрессивный блок. Работа последнего, впрочем, не всегда однозначно оценивалась современниками: временами было непонятно, сдерживает он или провоцирует протестные настроения. Отчасти это привносилось радикализацией риторики умеренных либералов (впрочем, она не перечеркивала возможность диалога с властью), отчасти присутствием членов других партий, а также дефицитом организаторских кадров и низким уровнем политической культуры (партийная жизнь в европейском понимании длилась у нас всего десять лет).

В условиях постфевральской смуты центристы, поддержав Керенского, заняли место между кадетами и социалистами, став «еще одним альтернативным вариантом модернизации России». Вот только невозможность интегрироваться в традиционные политические тренды, особенно после начавшегося хаоса революции, сделала подобный вариант не столько альтернативным, сколько утопическим. Особенно при отсутствии среди противников большевизма фигуры, равной Ленину. Умеренным либералам, как и другим противникам вождя мирового пролетариата, оставалось лишь с грустью гордиться, повторяя слова поэта Арсения Несмелова (Митропольского): «Сам Ленин был нашим врагом!»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Союз нерушимый – известный и неизвестный

Союз нерушимый – известный и неизвестный

Ольга Шатохина

Масло без маргарина, рыба из морей и рек, кино, разводы и диссиденты

0
68
У нас

У нас

«НГ-EL»

0
211
О необходимости реформировать Совбез ООН

О необходимости реформировать Совбез ООН

Некоторые институты несовершенны, но лучше них пока ничего не придумали

0
700
Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
807

Другие новости