0
2909
Газета Non-fiction Интернет-версия

18.01.2023 20:30:00

Нить Ариадны в лабиринтах мастерских

Прогулка со знающим и любящим искусство проводником

Тэги: искусство, живопись, эссе, иллюстрация, винипух, дон кихот, мир искусств, лермонтов, есенин, бальмонт, максим горький, александр грин, гайдар, шолохов, серебряный век


2-13-3480.jpg
Образ литературного Дона Кихота неотделим
от его изображения, сделанного Доре. 
Гюстав Доре. Иллюстрация к роману Мигеля
де Сервантеса  «Хитроумный идальго
Дон Кихот Ламанчский». 1863
Переступив порог мастерской, попадаешь в другой мир. Художественная мастерская как театральное закулисье или писательский стол – святая святых Мастера, его творческая лаборатория. Сборник очерков и эссе литературоведа и арт-критика Лолы Звонарёвой, отмеченный дипломом XIII международного славянского литературного форума «Золотой витязь», можно сравнить с прогулкой по мастерским художников со знающим и любящим искусство проводником. Автор заглядывает в мастерские художников, живописцев, графиков – хорошо известных и малознакомых, уже ушедших и ныне живущих – и делится с читателями впечатлениями, наблюдениями, размышлениями, проводит любопытные параллели и делает исторические экскурсы.

Герои сборника – художники круга «Мир искусства» и эмигранты первой волны русского рассеяния, составившие масштабное эстетическое понятие «Серебряный век», поколение художников-шестидесятников, мастера советской детской иллюстрации, художники XXI века.

Первые две главы посвящены сотворчеству писателей и художников и рассказывают о художниках-иллюстраторах и их взаимодействии с текстом. О графике с «ювелирно четким, оригинальным, ярко индивидуальным рисунком» и изысканном шрифтовике Сергее Чехонине, о «короле русской иллюстрации в изгнании» Василии Масютине, о «русском Ван Гоге», «снайперском рисовальщике» эпатажном Анатолии Звереве. Рассказы о мастерах книжной графики, иллюстрировавших поэзию Лермонтова, Есенина, Бальмонта, прозу Горького, Грина, Гайдара, Шолохова, анализ разных концепций книжно-оформительского мастерства и взглядов на отношения текста и иллюстрации настраивают на особый лад: более внимательное отношение к книге.

2-13-11250.jpg
Лола Звонарёва. Переступив
порог мастерской: Сборник
очерков и эссе.– М.: Союз
писателей Москвы,
Academia, 2022. – 376 с.
Если тяготеющие к красоте художники-мирискусники с пристрастием относились к каждой виньетке и миниатюре и рассматривали иллюстрацию не просто как графическое украшение, а равноправный элемент книги, то были литераторы, которые считали: текст не нуждается в иллюстрациях и должен говорить сам за себя. Автор приводит многочисленные примеры различных графических интерпретаций произведений. Одни иллюстраторы подают текст «со строгостью репортажа с места событий», другие же не имеют ничего против художественной вольности и погрешности против текста. Поиски форм и изобразительного языка для иллюстрирования текста продолжаются и сегодня.

Увлеченные сюжетом, мы, читатели, часто не уделяем должного внимания иллюстрациям. При этом персонажей любимых детских книг или литературных героев мы запоминаем благодаря в том числе и художникам-иллюстраторам, придумавшим яркие художественные образы: Винни Пуха и его друзей, Нильсона с дикими гусями, Буратино, Снежной королевы, Дон Кихота.

Особый интерес представляют статьи, посвященные художникам ХХI века. Петру Григорьеву и его религиозной живописи, которая помогает «приобщиться к божественной радости бытия», Екатерине Кудрявцевой и ее «портретам цветов», писателю и художнику из Беларуси Юрию Петкевичу, который «пытается достичь невозможного» в своем творчестве с евангельскими истоками, потомственному художнику Дмитрию Трубину и его полотнам, ведущим «философский диалог с вечностью о любви, о смерти, о сути бытия», художнику-философу Мише Ленну, открывающему в акварелях красоту окружающего мира, Татьяне Родиной, мифологизирующей старую Москву и «выступающей в защиту русско-европейского культурного кода» и многим-многим другим.

Глубокие искусствоведческие и литературоведческие знания Лолы Звонарёвой переплетаются с ее искренней заинтересованностью в каждом художнике как личности и мастере, с желанием понять суть его творчества, особенности художественного языка, мотивы и источники вдохновения, проникнуться его замыслом и мироощущением. Исследовательская серьезность и научный подход соединяются с редкой чуткостью к творческому человеку. Автор ведет разговор про искусство без пафоса и снобизма, которым нередко грешат знатоки, берущие на себя «миссию» комментировать искусство и «что хотел сказать художник», без заумных фраз и навешивания ярлыков, но с осознанием высокой задачи интерпретатора произведения и проводника в творческий мир художника. Прочтение сборника оставляет ощущение прикосновения к настоящим вечным ценностям, далеким от суетной проходящей моды и массовой культуры.

Сборник рассчитан на широкий круг читателей и будет интересен как знатокам, так и любителям искусства и литературы. Одни откроют для себя новые имена и смогут более вдумчиво взглянуть на книжные иллюстрации. Для других сборник может стать настоящей находкой: cтатьи содержат богатый исследовательский материал на стыке разных видов искусств.

В пестрой мозаике имен художников, творческих методов и стилей, художественных тем есть то, что объединяет всё и всех, – личность автора, его мысль и вкус. Это та самая связующая нить, если хотите, нить Ариадны, которая ведет читателя по лабиринтам художественных мастерских, не давая ему заблудиться, растеряться и потеряться. Это проявляется в выборе художников и тем для размышления, в способности не только разглядеть и признать талант мастера, выделить хорошее, главное, важное, но и рассказать об этом другим. Доступно, ненавязчиво, увлеченно. Нельзя заставить любить искусство, но можно заразить своей любовью к искусству.

В одной из статей приведены слова художника Бориса Диодорова: «В искусстве мы делаем что-то хорошо по двум причинам: когда знаем и когда любим…» По этим двум причинам сборник Лолы Звонарёвой «сделан хорошо»: автор знает и любит то, о чем пишет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Я сам себя обидел

Я сам себя обидел

Арсений Анненков

Аркадий Гайдар как поэт в повести «Судьба барабанщика»

0
585
Пушкинский музей закольцовывает историю с помощью искусственного интеллекта

Пушкинский музей закольцовывает историю с помощью искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Истина на кончиках пальцев

0
3138
Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Милена Фаустова

В Ватикане выставлена раннехристианская реликвия

0
9991
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
3383

Другие новости