0
2987
Газета Non-fiction Интернет-версия

01.02.2023 20:30:00

Рожденные легендами

Как дагестанский фольклор переплелся с сюжетами поэмы «Шахнаме»

Тэги: дагестан, персидский язык, расул гамзатов, поэзия


дагестан, персидский язык, расул гамзатов, поэзия Дербент – Каспийские ворота. Фото Андрея Щербака-Жукова

Персидская классическая поэзия знаменита на весь мир, а трактаты средневековых ученых до сих пор привлекают внимание исследователей. Немалый интерес составляют для них и разные аспекты культурного взаимодействия Ирана с сопредельными территориями. Автор этой книги анализирует влияние, которое олшьоказали на культуру Дагестана давние, глубокие и разнообразные его связи с Персидской державой. В своей работе Патимат Алибекова рассматривает ряд персидских и арабских рукописей, старинных книг, писем и других архивных документов из дагестанских архивных фондов, а также учитывает труды местных историков, археологов, фольклористов и литературоведов.

Алибекова показывает, как в дагестанском культурном наследии местные легенды переплелись с сюжетами из персидской классики, прежде всего – из эпической поэмы «Шахнаме» великого Фирдоуси. «В поэзии и прозе средневекового Дагестана наблюдается сочетание широкого спектра персидских, арабских и исконно национальных литературных традиций. Дагестанская художественная литература содержит классические иранские сюжеты героического, лирического и трагического характера. В канву художественного повествования органично вплетены образы мифических героев «Шахнаме»: Рустама, Заля, Исфандияра, злодея Заххака и кузнеца Кавы, восставшего против тирана». Притчи Саади, стихи Хафиза и Руми известны в Дагестане на протяжении столетий и традиционно очень ценятся среди почитателей высокой поэзии и мудрости.

4-14-11250.jpg
Патимат Алибекова. Персидский
язык и литература в Дагестане
(культурно-исторический
контекст).– М.:
Садра, 2022. – 304 с.
Всего в коллекции имеется 65 шахских фирманов, относящихся преимущественно ко временам правления династии Сефевидов. В текстах говорится о финансовых, административных и хозяйственных делах. Среди правителей, чьи подписи и печати обнаружены в этих фирманах, – шахи Аббас I (1571–1629), Сафи I (1629–1642), Аббас II (1642–1666), Сулейман (1666–1694), Хусейн (1694–1722), Тахмасп II (1729–1732), Надир-шах Афшар (1736–1747), Ибрахим-шах (1749), Фатх-Али-шах Каджар (1797–1834). «Фирман персидского шаха Аббаса II, который гласит, что за услуги, оказанные населением Каладжука, великий шах жалует им часть горного летнего пастбища на вершине (горы) Кадук, горный проход в низовьях реки Деджлавкар, где они могут беспрепятственно пасти свой скот. Под шахским указом стоит дата – месяц рамадан 1065/1665 г., июль. Фирман персидского шаха Хусейна правителю Дербента Шахнавар-беку, сыну Герей-шамхала, гласящий о том, чтобы он отправился в Дагестан в сопровождении сборщика налогов для обеспечения ежедневных сборов в пользу везирей, наместников и правительственных лиц «Дар ас-салтане»1 Исфахана. Согласно договору эта сумма должна составить 1500 динаров. Шахский указ завершает пометка о неукоснительном его выполнении, он датирован месяцем рамадан 1112/1701 г., февраль. Фирман персидского шаха Хусейна на имя правителя Дербента Шахнавара, сына Герей-хана шамхала, в котором шах велит передать в распоряжение и управление Шахнавара, сына Герей-хана шамхала, по его просьбе двенадцать населенных пунктов (селений) в окрестностях Баку сверх положенных по заключенному договору, а также бакинские прииски нефти и соли в аренду на бессрочный срок пользования».

Оборонительные сооружения крепости Дербент были возведены еще при персидских царях из древней династии Сасанидов. Эти стены защищали Дербент, традиционно именовавшийся Каспийскими воротами, от набегов степных кочевников. Но во времена, когда персидский престол занял Надир-шах, известный своими завоевательными походами, жителям дагестанских городов и селений пришлось обороняться и от его войск. Об этом в Дагестане существует множество героических преданий – например, история об отважной девушке Хадижат из села Харбук: «Персы решили проникнуть в село, воспользовавшись тем, что мужчины ушли в мечеть на пятничную молитву. Молодая девушка по имени Хадижат, сторожившая на крепости, первая заметила врагов. Быстро надев доспехи брата и схватив оружие, она побежала навстречу персам. На узкой тропинке она столкнулась лицом к лицу с врагами и преградила им путь. От неожиданности персы пришли в замешательство, но, поняв, что перед ними девушка, решили захватить ее живой. На помощь ей поспешил юноша Гамадар. Силы были неравными, раненая Хадижат, не желая сдаваться, прыгнула в ущелье, Гамадар был убит. В это время мужчины вышли из мечети и напали на отряд персов. Враги, бросив оружие, бежали в свой лагерь».

Отдельно автор повествует о том, каким именно образом Иран был отражен в творчестве дагестанских поэтов новейшего времени – в первую очередь в стихах великого Расула Гамзатова. Он посетил Иран в 1968 году, когда встретился в Тебризе с известным иранским классиком, публиковавшим свои произведения под псевдонимом Шахрияр. Среди его творений известна поэма «Герои Сталинграда», написанная сразу же по окончании Второй мировой войны и недавно изданная в русском переводе. По итогам этой встречи Расул Гамзатов написал статью «Немеркнущая в веках звезда». Впоследствии дагестанский поэт вновь посетил Иран, чтобы повидаться с собратьями по перу в Тегеране, Исфахане, Ширазе и Тебризе. Впоследствии поэт отмечал, что только на этой земле он чувствует себя словно дома...


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Нирвана» поволжских степей

«Нирвана» поволжских степей

Ольга Василевская

Между литературоцентризмом и минимализмом

0
248
Думающее облако

Думающее облако

Александр Урбан

Помимо прозы и поэзии есть третий тип художественной речи

0
254
По рассветной розовой воде

По рассветной розовой воде

Александр Балтин

Нежность входила в его стихи жаждой праздника

0
250
Я сам себя обидел

Я сам себя обидел

Арсений Анненков

Аркадий Гайдар как поэт в повести «Судьба барабанщика»

0
592

Другие новости