Один из героев книги – Альберт Лиханов, писатель детский, добрый. Фото с сайта www.albertlikhanov.com |
Книга Лолы Звонарёвой «Всего со всем слепая связь… Сборник статей и очерков о литературе Серебряного века и новейшего времени» оказалась у меня не случайно. Стараюсь давно и пристально всматриваться в то, что занимает ум российского литературоведа, критика, историка, писателя, доктора исторических наук академика РАЕН и ПАНИ, искусствоведа, главного редактора альманаха-журнала «Литературные знакомства». 48 статей сборника свели вместе авторов разных времен и пространств, казалось бы, несопрягаемых ни при каких обстоятельствах. Достаточно поставить в один ряд беглянку от революции Зинаиду Гиппиус и Василия Белова – плоть от плоти русского, укорененного навечно в отеческую почву глубоко православного писателя. Подобных соседств в книге множество. Рядом стоят: Альберт Лиханов – писатель детский, добрый, благорасположенный к Городу и Миру, и Владимир Высоцкий, чей голос, сорванный в крике мятежного Хлопуши из спектакля в театре «На Таганке», не просто особенность речевого аппарата актера и барда, но озвученный Голос Беды. Владислав Бахревский – писатель традиционный (в лучшем смысле определения «традиционный») Лола Звонарёва раскрывает нам причины феноменального успеха его романов, изданных в наше бескнижное время общим тиражом в 10 млн экземпляров: следование традициям русской романистики, обращение к славной истории отечества и героям, как бы «задвинутым» на периферию общественного сознания.
Лола Звонарёва. Всего со всем слепая связь… Сборник статей и очерков о литературе Серебряного века и новейшего времени.– Архангельск: Лоция, 2023. – 456 с. |
А мы вернемся к героям книги: мощный и самобытный помор Павел Кренёв, по-восточному изысканный казанец-лондонец Равиль Бухараев, болгарский (уже классик) Николай Табаков, литературовед-парадоксалист Иван Есаулов и восхищающая своим летящим слогом и богатейшей памятью Ирина Одоевцева вместе с русским французом Рене Герра, который сам по себе заслуживает отдельной книги.
Одного перечисления имен явно недостаточно, чтобы по достоинству оценить многолетний труд автора. Понять и принять концепцию критика можно только вчитываясь в тексты, основа которых зиждется на стремлении прочувствовать то, чем движим в своем творчестве тот или иной литератор. Перефразируя Станиславского, призывавшего любить не себя в театре, но театр в себе, можно и нужно говорить подобное и о литературной критике, если она не мнит себя истиной в конечной инстанции, да еще с острозаточенной секирой в руке. Лола Звонарёва, несомненно, понимает всю значимость ею сказанного и в контексте проживаемых нами времен, и в рамках литературного процесса. Который вершится не по предначертаниям, намеченным в решениях очередного пленума одного из писательских новообразований, но согласно Высшей Воле, присылающей в нашу суетную среду людей, чье творчество вдруг обретает такую силу и значимость. И с этим начинают считаться даже те, кто позабыть успел, когда держал книгу в руках. А на Прокруста тоже укорот нашелся: Тесей уложил разбойника на его же пресловутое ложе так, что за пределами отмеренного оказалась голова. Остальное было делом техники.
комментарии(0)