Александр Васькин. Алексей Щусев: Архитектор № 1. – М.: Молодая гвардия, 2023. – 400 с. (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1957). |
Автор, разумеется, не обходит вниманием вышеупомянутые щусевские архитектурные хиты, но при этом не забывает и не о столь известных проектах своего героя, и о других гранях его творчества – например, о сотрудничестве с Константином Станиславским в качестве сценографа. В главе «Станиславский – Щусеву: «Верю! Верю!» говорится о «политически важной» постановке Московского художественного театра «Сестры Жерар» осенью 1927-го. Спектакль представлял собой инсценировку Владимира Масса мелодрамы Адольфа Деннери и Эжена Кормона «Две сиротки» на тему Великой французской революции. Эскизы Щусева к спектаклю хранились в частном собрании и были обнародованы несколько лет назад. «До сих пор считалось, – утверждает искусствовед Валентина Хаирова, – что Щусев выполнил эскизы двух первых картин пьесы, а также костюмов персонажей. Но среди его наследия имеются зарисовки и проработанные варианты всех актов пьесы. Эти наброски характеризуются мастерским владением карандашом, по-архитектурному точной линией, для «подсветки» набросков автор использовал прозрачный слой акварели». По воспоминаниям режиссера Николая Горчакова, «во время репетиции одной из сцен – «Оргии» – по просьбе Станиславского Щусев изменил оформление и «велел убрать все простенки павильона-гостиной в нашей прежней декорации. Расставил пилястры в виде колонн по всей сцене, соединив их занавесами, какие нашлись в театре, и изменил совершенно освещение», в результате чего «занавески «играли» на просвет, и этим создавалось на сцене своеобразное сочетание света и цветных пятен. Все занавески шевелились, двигались, открывались и закрывались, что придавало им динамичность, а всей картине – некоторую таинственность».
Разумеется, биография даже самого гениального зодчего не сводима только к работе и творчеству. Как отмечает Васькин, «важно не забывать и каким человеком был архитектор, ибо наполнявшие его душу эмоции, чувства, впечатления самым непосредственным образом отражались на его проектах. И о зодчем Щусеве, и о человеке рассказывает эта книга».