В руках художника книга становится произведением концептуального искусства. Фото Андрея Щербака-Жукова |
Книга Генриха Сапгира отличается своим размером. При ее изготовлении использованы страницы из газеты «Правда» за 30 декабря 1970 года и журнала «Америка» за сентябрь 1988 года, а также советские почтовые марки, что делает каждый экземпляр издания абсолютно уникальным – единственным и неповторимым. Это остроумный коллаж, аппликация со сквозными разрезами и стихами, написанными от руки. Это искусство книги в самом ярком его проявлении. Это произведение концептуального искусства.
В книге всего шесть страниц, включая обложку (на которой тоже уместилась часть текста), тираж – несколько экземпляров. Поэтому есть смысл воспроизвести содержание если не целиком, то хотя бы наполовину: «Мамлеев с Машей в Вене или в Риме/ Сиамский кот повсюду ездит с ними/ Мелькают километры, города –/ И у Мамлеева усы и борода / Мамлеева избрали кардиналом И кардинальша Маша ходит в алом/ Но мрачный точно тысяча волков/ Их ждет в Нью-Йорке Генрих Худяков/ Он перевел Шекспира на английский/ Он в каждом баре хлещет джин и виски/ «Ли быть иль нет! Не быть!» В трусах и майке/ Бежит от предприимчивой хозяйки/ А грустный Бахчанян как армянин/ Открыл универсальный магазин…/ А по Гарлему ходит хиппи Бродский/ И негритянок ласковых кадрит/ В своем коттедже рыжий и красивый/ Он их берет тоскуя по России/ А мы в Москве стареем и скучаем/ Пьем водку и беседуем за чаем/ И мысли за столом у нас простые/ И стулья за столом у нас пустые».n
Генрих Сапгир. Московские мифы. – М.: Лаврухин, 2023. – 6 с. |