Михаил Зонненштраль и Валерий Гаркалин на репетиции спектакля «Контракт» по пьесе Славомира Мрожека. Иллюстрация из книги
Прав, тысячу раз прав Евгений Евтушенко, еще на заре своей поэтической юности пафосно воскликнувший: «Людей неинтересных в мире нет». Разумеется, рано покинувший этот мир артист московского Театра сатиры Михаил Зонненштраль не является тут исключением. Возможно, даже он достоин обстоятельного жизнеописания больше, чем кто-либо. Опытный театрально-биографический тандем, Галина Полтавская и Наталия Пашкина, введшие в обиход немало знаковых фигур – Валентин Плучек (см. «НГ-EL» от 27.02.15), Валентина Токарская, Виктор Борцов и др., – на этот раз остановили свой пристальный взор на Михаиле Зонненштрале. Благо к их услугам имелось неисчислимое множество материалов. «Имелось» сказано не совсем точно. Они существовали в природе. Оставалось выудить их на свет божий из многочисленных разбросанных архивов, частных собраний, библиотек. Все это требует больших усилий.
Наивный человек может подумать, будто переизбыток материалов намного облегчает работу исследователей по сравнению с их дефицитом. Постоянные терзания, а правильно ли выбран фотоснимок или кадр из фильма (один из сотен) для включения в книгу, могут довести до исступления. Во всяком случае мало способствуют душевному спокойствию. Но авторы не пасуют перед трудностями. Они умело выстраивают композицию своего разветвленного произведения, стараясь не грешить многословием.
Книга только началась, Михаил еще учится в МАИ, играет в самодеятельных коллективах, затем работает по специальности, а сердце-вещун уже предсказывает, что будут в жизни Зонненштраля триумфальные восхождения к вершинам мастерства, будут покоренные им в театре сверкающие вершины. Впрямую об этом не говорится, но продуманный и афористичный авторский текст клонит к подобному выводу. Их книга – энергозатратный проект. Побывали на одном месте, спектакле, репетиции, телепередаче, узнали о нем все что можно, пообщались с сокурсниками и партнерами и дальше в том же темпе. Зонненштраль стремительно растет, вот-вот в его жизни появятся «пуповые», значимые роли, ведущие его в соответствующий ареопаг… Чу, вот одна из таких, о которой можно только мечтать. Увы-увы, как поздно он родился, из-за чего молодой Гарин перехватил у него Гулячкина. Но сейчас-то он мужчина в соку, ему в самый раз играть в другом шедевре Эрдмана «Самоубийце» – Подсекальникова… Вот он, предсказанный триумф. Триумфы его сопровождали еще в студенческие годы в Щукинском училище – постановка и исполнение главной роли в «Человеке со звезды» Карла Виттлингера и Цыганова в «Варварах» Максима Горького. Но почему так рано? Неужели артист остановится в своем развитии, будет топтаться на месте? Ан нет, вскоре последовал следующий триумф. На подходе лихой драматургический дивертисмент – «Контракт» Мрожека в первые годы работы в Театре сатиры.
Галина Полтавская, Наталия Пашкина. Солнечный луч, или Человек со звезды.– Ярославль: ООО ИПК «ИНДИГО» – 220 с. |
Последующие спектакли с участием Зонненштраля и поставленные им можно считать вершинами мастерства: Труффальдино в «Вороне» Карло Гоцци, Второй Друг в «Родненькие мои» Андрея Смирнова, Цуркану в «Рыжая кобыла с колокольчиком» Иона Друцэ, Подоплеков в «Трибунале» Владимира Войновича; режиссерские работы: «Папа, папа, бедный папа!..» Артура Копита, «Шизофрения, как и было сказано» по Михаилу Булгакову, «Как пришить старушку» Джона Патрика, «Заповедник» Сергея Довлатова (совместно с Ольгой Анохиной).
Рецензируемая книга может «идти в производство» не только как жизнеописание, но и в другой ипостаси – как иллюстрированный альбом. Книгу интересно не только читать, но и рассматривать. Фотографии, репродукции, заставки и прочие полиграфические радости дали простор, где можно развернуться художнику Наталии Мельгуновой. Порой она увлекается, перетягивает одеяло на себя. Есть примеры неэкономного расходования «производственных» площадей. Скажем, начало каждого абзаца вместо пяти знаков занимает половину строки. Оригинально. Кто бы спорил. Но уж слишком расточительно. Идет же от понятной и простительной жадности творцов всех поколений объять необъятное.
Михаил Зонненштраль прожил всего лишь 41 год. В подобных случаях часто вспоминаются слова древнегреческого драматурга Менандра: «Тот, кого любят боги, умирает молодым».
комментарии(0)