Юрий Горячев, Владимир Захаров, Елена Омельченко. Международные стандарты образования: правовые основы, историко-культурные особенности и перспективы: Учебное пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А. Горячева.– М.: Этносфера, 2024. – 352 с. |
Учебное пособие подготовлено на основе вышедшей ранее монографии и коррелируется с программой учебной дисциплины «Международные стандарты образования», чья основная цель – формирование у студентов системных знаний о мировых историко-культурных процессах, обусловивших становление и развитие отечественных и международных правовых документов, на которых базируется модернизация и интернационализация образования.
Погружение студентов в историко-философское наследие первых цивилизаций народов Востока, Азии, Африки и Латинской Америки, их знакомство с воззрениями мыслителей и педагогическими учениями Древней Греции и Римской империи, с особенностями периода Средневековья и эпохи Возрождения исключительно важно для осознания пространственно-временного континуума образования как нарратива. Здесь же показаны истоки возникновения римского права, католического канонического права, религиозно-правовые нормы и ценности Корана и их влияния на формы и содержание обучения. Особое внимание уделено истории педагогической мысли в России, вкладу в формирование глобального миропонимания идей Ломоносова, Вернадского, Циолковского и др.
Важен и принцип методологической векторности в презентации обширного исторического материала, который отражен в названиях отдельных частей пособия. Емкая формула «на пути к» фокусирует внимание на усилиях человечества в формировании общемирового образовательного пространства, в выработке его нормативно-правового обеспечения. Так, отражены процессы зарождения международных организаций, предпосылки возникновения и процедуры разработки нормативных документов Лиги Наций, Организации Объединенных Наций (ООН), Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Изложены основные этапы совместной работы государств – союзников и инициаторов создания ООН в годы Второй мировой войны, успешно завершившейся принятием Устава ООН. Освещены положения рамочной программы ЮНЕСКО по достижению справедливого и качественного образования – одной из ключевых целей ООН по устойчивому развитию на период до 2030 года, а также деятельность организации по преодолению негативных последствий пандемии на состояние образования в мире. Уделено внимание новой Глобальной инициативе ЮНЕСКО «Перспективы образования», ориентированной, согласно заявленным намерениям, на период до 2050-го и последующие годы.
Учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов, осваивающих учебную программу по педагогическим и политологическим направлениям подготовки. Поэтому важное место занимает освещение отечественных и международных стандартов права на справедливое и качественное образование для всех, включая вопросы защиты прав детей, этнокультурного образования, интеграции международных мигрантов и перемещенных лиц. Авторы обращают внимание на серьезную проблему в системе подготовки учителей в области образования, науки, культуры и информации по профилактике фальсификации исторических фактов, имеющих общемировое значение. Отмечено стремление определенных стран пересмотреть Устав ООН и уклониться от ранее принятых международно-правовых обязательств по обеспечению равной безопасности и целей устойчивого развития для всех, в том числе в области образовательного сотрудничества и всемирного культурного наследия.
Красной нитью сквозь все разделы проходит мысль о неразрывности процесса формирования единого культурно-образовательного, гуманитарного пространства с участием представителей разных стран и народов. Особо отмечается роль и усилия Российской Федерации в развитии интеграционных процессов, в том числе – в формировании совместно с другими участниками СНГ, ЕАЭС, ШОС и БРИКС общего евразийского образовательного пространства.
Несомненным достоинством пособия является прекрасно структурированный раздел приложений, где в первую очередь приводится обширный список российских и международно-правовых документов и литературы по рассматриваемому вопросу. Богатый иллюстративный материал призван не только визуально подкреплять контент, но также через QR-коды открывать возможности знакомства с дополнительными видеоматериалами по интересующим сюжетам и темам.
Книга аккумулирует результаты многолетнего опыта международного сотрудничества авторского коллектива с российскими и зарубежными образовательными организациями, в том числе в рамках деятельности кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» и факультета регионоведения и этнокультурного образования Московского педагогического государственного университета.
комментарии(0)