0
3375
Газета Non-fiction Интернет-версия

25.09.2024 20:30:00

От Древней Греции к ЮНЕСКО

Уроки прошлого и современные вызовы международного образования

Тэги: история, педагогика, оон, юнеско


35-15-11250.jpg
Юрий Горячев, Владимир
Захаров, Елена Омельченко.
Международные стандарты
образования: правовые основы,
историко-культурные
особенности и перспективы:
Учебное пособие для студентов
вузов / Под общ. ред.
Ю.А. Горячева.– М.:
Этносфера, 2024. – 352 с.
Авторы книги напоминают: международное образование – это прежде всего общий образовательный багаж человечества, наследие педагогической мысли поколений, их просветительский и гуманистический потенциал. Обеспечение доступа к этой сокровищнице для жителей планеты остается главной задачей и сегодня.

Учебное пособие подготовлено на основе вышедшей ранее монографии и коррелируется с программой учебной дисциплины «Международные стандарты образования», чья основная цель – формирование у студентов системных знаний о мировых историко-культурных процессах, обусловивших становление и развитие отечественных и международных правовых документов, на которых базируется модернизация и интернационализация образования.

Погружение студентов в историко-философское наследие первых цивилизаций народов Востока, Азии, Африки и Латинской Америки, их знакомство с воззрениями мыслителей и педагогическими учениями Древней Греции и Римской империи, с особенностями периода Средневековья и эпохи Возрождения исключительно важно для осознания пространственно-временного континуума образования как нарратива. Здесь же показаны истоки возникновения римского права, католического канонического права, религиозно-правовые нормы и ценности Корана и их влияния на формы и содержание обучения. Особое внимание уделено истории педагогической мысли в России, вкладу в формирование глобального миропонимания идей Ломоносова, Вернадского, Циолковского и др.

Важен и принцип методологической векторности в презентации обширного исторического материала, который отражен в названиях отдельных частей пособия. Емкая формула «на пути к» фокусирует внимание на усилиях человечества в формировании общемирового образовательного пространства, в выработке его нормативно-правового обеспечения. Так, отражены процессы зарождения международных организаций, предпосылки возникновения и процедуры разработки нормативных документов Лиги Наций, Организации Объединенных Наций (ООН), Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Изложены основные этапы совместной работы государств – союзников и инициаторов создания ООН в годы Второй мировой войны, успешно завершившейся принятием Устава ООН. Освещены положения рамочной программы ЮНЕСКО по достижению справедливого и качественного образования – одной из ключевых целей ООН по устойчивому развитию на период до 2030 года, а также деятельность организации по преодолению негативных последствий пандемии на состояние образования в мире. Уделено внимание новой Глобальной инициативе ЮНЕСКО «Перспективы образования», ориентированной, согласно заявленным намерениям, на период до 2050-го и последующие годы.

Учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов, осваивающих учебную программу по педагогическим и политологическим направлениям подготовки. Поэтому важное место занимает освещение отечественных и международных стандартов права на справедливое и качественное образование для всех, включая вопросы защиты прав детей, этнокультурного образования, интеграции международных мигрантов и перемещенных лиц. Авторы обращают внимание на серьезную проблему в системе подготовки учителей в области образования, науки, культуры и информации по профилактике фальсификации исторических фактов, имеющих общемировое значение. Отмечено стремление определенных стран пересмотреть Устав ООН и уклониться от ранее принятых международно-правовых обязательств по обеспечению равной безопасности и целей устойчивого развития для всех, в том числе в области образовательного сотрудничества и всемирного культурного наследия.

Красной нитью сквозь все разделы проходит мысль о неразрывности процесса формирования единого культурно-образовательного, гуманитарного пространства с участием представителей разных стран и народов. Особо отмечается роль и усилия Российской Федерации в развитии интеграционных процессов, в том числе – в формировании совместно с другими участниками СНГ, ЕАЭС, ШОС и БРИКС общего евразийского образовательного пространства.

Несомненным достоинством пособия является прекрасно структурированный раздел приложений, где в первую очередь приводится обширный список российских и международно-правовых документов и литературы по рассматриваемому вопросу. Богатый иллюстративный материал призван не только визуально подкреплять контент, но также через QR-коды открывать возможности знакомства с дополнительными видеоматериалами по интересующим сюжетам и темам.

Книга аккумулирует результаты многолетнего опыта международного сотрудничества авторского коллектива с российскими и зарубежными образовательными организациями, в том числе в рамках деятельности кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» и факультета регионоведения и этнокультурного образования Московского педагогического государственного университета.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Год Змеи может стать для Африки годом голода

Год Змеи может стать для Африки годом голода

Данила Моисеев

ООН опасается, что низкая эффективность гуманитарных миссий на континенте приведет к катастрофе

0
1223
В начале были реки

В начале были реки

Отечественное судоходство от Петра Великого и далее

0
577
Достижения вместо свалок

Достижения вместо свалок

Советское окно во внешний мир

0
518
Современник и даже соучастник

Современник и даже соучастник

Юморист и биограф Александр Хорт дотошно и подробно изучил творческий и жизненный путь Надежды Тэффи

0
514

Другие новости