0
3281
Газета Non-fiction Интернет-версия

09.10.2024 20:30:00

Романтик с Козьего болота

Ивановский край глазами Дмитрия Фалеева

Тэги: краеведение, иваново, художники


О чем бы ни писал краевед – об архитектуре, истории, природе, обычаях, – он прежде всего пишет о людях. Это важнейший путь познания. Недаром пионеры российского краеведения в 1920–1930-х много работали «на земле» – занимались опросами, анкетированием жителей городов и сел. Это позволяло сохранить свидетельства о малоизученных событиях прошлого, создать базу для научных работ.

Лучшие краеведческие произведения густо заселены людьми. Гиляровский «коллекционировал» интересных и удивительных москвичей. Авторы наших дней публикуют очерки о ярких фигурах современности и примечательных личностях прошлых эпох. Подобные тексты всегда вызывают особое внимание читателей. Ведь в пестрой мозаике характеров рельефнее проступает общий портрет времени и края.

Таким путем идет и Дмитрий Фалеев – писатель, журналист, «этнограф-самоучка» и «немножко краевед» (автохарактеристики). Недавно у него вышел сборник эссе и рассказов «Книга про Иваново. Город incognito». В этом областном центре он родился, вырос, потом уезжал странствовать по белу свету, а сейчас снова живет на родине: «Джунгли Таиланда, горные массивы Алтая или Карпат, вулканы Камчатки, экзотика жизни цыганских таборов – все это было увлекательной сказкой странствий в иные, прежде недоступные мне миры, из которых вдвойне приятно было как раз возвращаться обратно: на площадь Пушкина, Лебедева-Кумача, в Козье болото». Фалеев пристально всматривается в лица земляков, бродит по дорогам Ивановского края. И вот город, который раньше для автора чаще всего ассоциировался с чем-то угрюмым, серым, текстильно-промышленным, вдруг стал приоткрываться с других сторон, «выходить из сумрака».

Книга его – пестрая, разножанровая, но в своем роде концептуальная. В нее, среди прочего, включены фрагменты разговоров с людьми разных профессий и увлечений: таксистами, охотниками, учеными, рок-музыкантами… «Город Иваново – хороший. Здесь в центре до сих пор еще хранится запах фабрик. Это красиво и уникально. Это соединение искусства и ремесла», – рассказывает автору специалист по дизайну тканей. У Фалеева всегда в центре сюжета стоит человеческий фактор. Взять, к примеру, цикл очерков о художниках земли Ивановской. Тут и пейзажисты, и портретисты, и деревенщик-реалист, и абстрактный экспрессионист из подполья, и даже единственный в своем роде мастер философского гобелена. Это россыпь историй о современных донкихотах, бессребрениках, фантазерах и мифотворцах, людях вне моды и тренда, чудаках и патриотах своего края.

Для Фалеева, по его словам, метафора творчества – «путешествие, восхождение в горы». Ему интересны такие же романтики и бродяги. Как, например, один неприкаянный ивановский стихотворец, который «торопился осушить мир залпом, а в итоге все равно остался один на один со своей неутоленной поэтической жаждой». Герои книги впитали в себя обычаи и топонимику родного края, выразили его сущность в звуках, слове и красках.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Поэты и брандмайоры

Поэты и брандмайоры

Андрей Мирошкин

Брат Чехова изучал историю пожарного дела

0
2984
Вечера на Васильевском острове

Вечера на Васильевском острове

Андрей Мирошкин

Петербургские адреса молодого Федора Достоевского

0
3422
Размером с Венгрию

Размером с Венгрию

Андрей Мирошкин

Путешествие по заповедным отечественным уголкам

0
4171
Литейщики, поэты, душегубы

Литейщики, поэты, душегубы

Андрей Мирошкин

Чем в старину была знаменита Лиговка

0
3677

Другие новости