Вода – это главная стихия. Фото Евгения Никитина
Если задуматься, вода – главная стихия из четырех (или пяти, считая эфир): она преобладает в составе человеческого тела, основа крови человека и основа Мирового океана планеты, из нее зародилась жизнь. Она присутствует в загробных пространствах мифов, становится границей между мирами, источником происхождения самых невообразимых чудищ. Она символ знания и бесконечности, любви и возрождения. В то же время что знаем мы о волшебных и трансцендентных существах, которыми населила древнюю колыбель мировая мифология? Признаем – очень мало! Сказочная русалочка да безобразник-водяной, античные Тритон и Посейдон, египетский Себек-крокодил, покровительствующий Нилу, да греческий Гиппокамп, то есть лошадь с рыбьим хвостом – вот нередко и все наши познания… В действительности «пантеон» водных божеств (и демонов) превышает по численности бестиарии всех других созданий.
Удивительная книжная серия «Мифы от и до», недавно рассказавшая об образах русалок у разных народов, выпустила продолжение, посвященное многочисленному племени – всему, что обитает в водах посюстороннего и потустороннего мира. Если сборник легенд о сиренах и водяницах, составленный Кристиной Баккилегой и Мари Алохалани Браун (см. рецензию на эту книгу в «НГ-EL» от 29.08.24), – скорее книга сказок для детей и юношества, объединяющая народные и авторские предания об обитателях рек и морей, то писательница-фантастка и исследовательница фольклора Наталия Осояну подготовила совсем иную энциклопедию. Не досужие истории или утешительные притчи входят в нее, а научный каталог существ и связанных с ними сюжетов с подробными и весьма поэтическими разъяснениями. Находясь между религией и рациональным познанием, космогонический либо нравоучительный миф заменял человеку школу, иногда и высшую. Он рассказывал ему об устройстве земли и неба, о теле человека и принципах власти, учил представлению об истории, о войне, о неоднозначности добра и зла. Таким образом, древний человек, носитель «мифологического мышления», действительно жил в мире, где обитает карибское водное женское божество Мами Вата, где ночью путника может подкараулить черная болотная корова, а водяной способен проиграть дружку в карты всю рыбу из местного озерца. И потому не просто важно, а жизненно необходимо знать стратегию поведения с ними.
Наталия Осояну. Мифы воды. От кракена и «Летучего голландца» до реки Стикс и Атлантиды.– М.: МИФ, 2024. – 296 с. (Мифы от и до). |
Можно ли сказать, что современные люди интеллектуально обогатились в сравнении с праотцами? В некоторых областях – да, но в иных мы все те же: трепещем перед мистикой и неизведанным, восхищаемся красотой и героизмом, мечтаем о рае и спасении от вечных мук, ищем утешения в легендах и беседах с духами предков. Куда мы идем – и идем ли? Более сухая и сложная, в сравнении со сборником сказок Баккилеги и Браун, работа Наталии откроет целый мир тем, кто всерьез интересуется древностями и истоками современных волшебных представлений, кто готов посмотреть глубоко – прежде всего в себя. «…обитатели Тапробаны утверждают, что море, омывающее остров, порождает несчетное множество рыб и чудищ, среди коих встречаются имеющие головы львов и леопардов, волков и баранов и даже… имеющие облик сатиров с женскими лицами, с шипами вместо волос. У созданий, о которых идет речь, огромные витые хвосты, а вместо ног – когтистые лапы с плавниками. Я также узнал, что они земноводные: ночью пасутся на полях, поедая траву, как скот или грачи; им нравится поглощать спелые плоды финиковой пальмы…»
Книга состоит из трех частей – «Космос и хаос», «Пантеон и бестиарий». «Твердь и глубина». Здесь и география легендарных океанов, морей и великих рек земли и подземного царства, а также рая, и известные боги и богини вод мирового пантеона, и мелкие демоны, трикстеры, плоды суеверий и узкоместных культов, и чудища, и герои живые и мертвые, и волшебные объекты, связанные с водной стихией. Затруднение в том, что в одной книге невозможно охватить и древние, и средневековые, и современные верования разных народов – как порой невозможно отделить одно божество от другого. Например, Мировой океан греков у шумеров назывался Тиамат, а у египтян – Нун; античная река пламени Флегетон напоминает славянскую мифологическую огненную реку Смородину; Мами Вата в процессе колонизации отождествилось с Богоматерью Stella Maris – и таких примеров множество.
Перед автором выбор: сосредоточиться на том, что читателю уже отчасти известно (например, библейские персонажи, античная мифология) – или идти дальше, освещая африканские, мексиканские, китайские, бразильские культы? Осояну сосредоточивается на Греции, Индии, Китае и Карибском бассейне, подробнее останавливаясь на известных фигурах – Йемайя (африканская мать рыб), Посейдон, Сирена (чилийская владычица морей), Ганга (богиня великой реки), и интригующих читателя чудовищах – Левиафане, Кракене, Сцилле, Дейви Джонсе и его корабле-призраке, водовороте Мальстрёме. Пожалуй, попытка соединить известное, влекущее своей опасностью, с новым, «голубым океаном» мифологических познаний – наиболее ценная сторона исследования.
комментарии(0)