Особенно интересны наблюдения над психикой коров. Начинаешь понимать, почему именно они являются объектом ритуального почитания у жителей Индии. Михаил Лебедев. Пейзаж с коровами. 1836. ГТГ
Книга принадлежит перу недавно отметившему 85-летие отечественного естествоиспытателя, постоянно размышляющего в свои трудах и о проблемах социальности, Леонида Баскина. Он – сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А. Северцова, представителя целой династии биологов-эволюционистов, также постоянно державших в поле зрения социальность. Так, Алексей Северцов (1866–1936) является автором статьи «Эволюция и психика». Она была переопубликована «Психологическим журналом» в 1982 году, 60 лет спустя после ее появления, и зафиксировала качественное различие между социальностью пчел и термитов, жестко инстинктивной, и социальностью млекопитающих, куда более пластичной. Его отец Николай Северцов (1827–1885) был знаком с Чарльзом Дарвином, а дети и внуки продолжают линию исследования данных направлений. Баскин, образно говоря, тоже из этой семьи, а его трудам присуща вовлеченность в исследования проблем социальности, корни которой обнаруживаются в зоопсихологии и в том, что им и его коллегами именуется зоосоциологией.
Рассматриваемая книга носит, на наш взгляд, в чем-то прорывной характер, открывая новые и неординарные перспективы в исследовании феномена социальности, особенно для современных социологов и политологов, с трудом избавляющихся от оков собственного узкого профессионализма в объяснении турбулентностей социума в ходе начавшегося тысячелетия. Хотя бы с сегодняшних времен, когда брат на брата идут славяне (сербы и хорваты). Или семиты – евреи и палестинцы.
Впрочем, и сам автор правомерно замечает, что на раннем этапе развития социологии сравнение социального поведения человека и животных было в порядке вещей. И в каком порядке! Отечественный социолог Николай Михайловский (1842–1902) был признан самим Габриэлем Тардом (1843–1903) первооткрывателем (точнее, научным первоистолкователем) закона подражания, фундаментального для тогдашней, да и современной, социологии.
Леонид Баскин. Законы стада. Зоосоциология млекопитающих. Социобиология людей и животных.– М.: ЛЕНАНД, 2024. – 200 с. |
Итак, первая часть книги – о законах стада и главным образом об иерархии в нем. Вторая – о зоосоциологии в стадах приматов, детально охарактеризованных. Особое внимание уделено ее началам в семействе человекообразных. В одной из глав второй части, скажем так, более сдержанно пишется о стадах хищников. Крайне любопытна глава о социологии копытных, что неудивительно: автор выбрал их в качестве объектов наблюдения со времен начала своей научной карьеры. Особенно интересны наблюдения над психикой коров. Начинаешь понимать, почему именно они являются объектом ритуального почитания у жителей Индии. Заключительная часть книги посвящена социобиологии. В этой части мы видим анализ столкновения старо-новых, а точнее ново-старых парадигм, анализ борьбы линий Дарвина и Кропоткина. Последняя из школ не изгоняется, потому что она туда особо и не допускалась. Но, по нашему убеждению, именно она должна стать доминирующей, ибо ее альтернативой может стать апология гибели человечества.
Думается, мало кто пройдет мимо сопоставительной оценки (в последней главе третьей части) вожаков стада и вождей толпы. Работы о вторых все множатся, они крайне интересны, но при этом надо учесть, что социобиологические детерминанты поведения вожаков языком современных социологии и политологии (и в меньшей мере политической психологии) изложены далеко не удовлетворительно. Крайне желательно было бы это сделать с опорой на работы отечественных мыслителей прошлого. Это можно сделать, опираясь на работы по палеопсихологии Бориса Поршнева (1905–1972). Он выявлял условия противостояния «мы» и «они» в предыстории человечества. При этом основывался на механизмах суггестии (внушения) и контрсуггестии (попыток осмысления). О специфике некоего консорциума распределительных отношений, общих для разнородных популяций, включая человеческую, пишет наш современник социолог Франц Шереги. Все же в должной мере массив работы по этнологии и социальной антропологии, а на более суженном участке – палеопсихологии мало охвачен.
Целесообразно обратиться и к такому источнику знаний о человеке, а также об обществе и его подобиям в природе, как русская классическая литература. Нет, автор книги не забывает ни о ней, ни о мемуарах военачальников. Мы проведем в данном ракурсе некий пунктир, свидетельствующий о глубоком интересе классиков русской литературы к разбираемой теме. Александр Пушкин: «Паситесь, мирные народы! / Вас не разбудит чести клич. / К чему стадам дары свободы?» Конечно, это стихотворение 1823 года молодого поэта в чем-то запальчиво, но слово «стадо» в нем есть. Федор Достоевский с его трихинами в «Преступлении и наказании» и анализом стадного поведения в «Бесах». Лев Толстой, пристально рассматривающий процессы формирования и расформирования одиноким офицером Ростовым толпы в «Войне и мире». А в заметке по поводу своего романа он сам, отвечая на вопрос, зачем миллионы людей убивают друг друга в войнах, утверждает: они почему-то исполняют стихийный, зоологический закон, и приводит примеры с самоуничтожением пчел или леммингов. Черты стадного поведения ухватываются Глебом Успенским в его знаменитом, но так и не препарированном с позиций социологии труде «Власть земли». Эти же черты с удивлением зафиксированы Николаем Лесковым в поистине устрашающем рассказе «Продукт природы», где всего один исправник двумя внешне пустыми словами смирил бунтующую толпу. На наш взгляд, перечитать под этим углом зрения, задаваемым Баскиным, можно не только упомянутые, но и многие другие художественные произведения.
В заключении книги утверждается, что животные могут вплотную приближаться к тому уровню, на котором речь и коллективный труд начинают создавать из полуобезьяны человека, хотя формы поведения общественных животных играют в их повседневной жизни малую роль; именно поэтому они все же не достигают уровня «истинно социальных». Что правда, то правда. Вот бы только люди не стремились достигать способов поведения «истинно животных». Книга побуждает задуматься и об этом.
комментарии(0)