0
5517
Газета Non-fiction Интернет-версия

16.04.2025 20:30:00

Среди дыма и огня

Русские казаки на острове Лемнос: в поселке Калоераки, у города Мудрос и в деревне Портиану

Тэги: история, эмиграция, греция


история, эмиграция, греция Уходили мы из Крыма.Константин Коровин. Пристань в Крыму. 1913. ГТГ

Наверное, многие знают строки: «Уходили мы из Крыма, / Среди дыма и огня, / Я с кормы все время мимо / В своего стрелял коня». Это стихи Николая Туроверова, умершего в Париже в 1972 году. Он был участником Белого дела, получил тяжелые ранения и вместе с сотнями других казаков и гражданских лиц оказался после крымского исхода 1920 года на греческом острое Лемнос. Среди змей, сухих песков и камней. Почти сразу на острове стали появляться русские могилы. Наши соотечественники проявили мужество и стойкость, сумели не только выжить, но и сохранить боеспособные части. Впоследствии русские беженцы были вывезены с острова, погост пришел в запустение. Но ситуация изменилась, когда за дело взялись наш Леонид Решетников и его соратники. Решетников организовал ряд экспедиций на Лемнос, привел в порядок захоронения, поставил мемориал нашим соотечественникам, не по своей воле расставшимся с Родиной. Одновременно с этим велась работа в российских и европейских архивах и библиотеках, разыскивались родные и близкие тех, кто был на Лемносе в 1920–1921 годах.

15-13-11250.jpg
Леонид Решетников.
Лемносский мартиролог. –
М.: Некоммерческий
благотворительный фонд
«Наследие», 2024. – 188 с.
В рецензируемой книге представлены сведения о тех, кто остался в прокаленной земле этого острова, у выхода в Эгейское море. Здесь и баронесса Ирина Штемпель, работавшая медсестрой в госпитале и там же заразившаяся тифом, и старший урядник Терского казачьего войска Иван Тамаревский. Интересно, что потомки его до сих пор живут в России в станице Прохладная. На страницах «Мартиролога» – губернский секретарь Георгий Гугуев и казак-калмык Аве Буринов. Ирина Кортацци, бывшая на Лемносе со своим братом, губернатором Ставрополя генералом-майором Георгием Кортацци, и барон Андрей Розен. Список можно продолжать долго.

Рассказывается не только о тех, кто навсегда остался на острове, но и об их близких. Кто-то из них погиб в Гражданскую, кто-то уехал а Болгарию, Францию, затем в США, а некоторым довелось вернуться в Советскую Россию. Итак, из тины забвения возвращены люди, упокоившиеся в поселке Калоераки, у города Мудрос и в деревне Портиану. В послесловии автор обещает, что он постарается вернуть имена тех, чьи могилы пока остаются безымянными. И как не вспомнить снова слова Туроверова: «Помнишь вьюжный день на Перекопе, / Мертвый конь, разбитые ножны…/ Много лет живя с тобой в Европе / Ничего забыть мы не должны».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О роли Случая и Фортуны в жизни дипломата

О роли Случая и Фортуны в жизни дипломата

Яков Пляйс

Пакистан, Бангладеш и путь от рядового сотрудника генконсульства  до чрезвычайного и полномочного посла России

0
243
Дорог всякий человеческий материал

Дорог всякий человеческий материал

Виктор Леонидов

Партизаны на Балканах, инокиня в Лондоне и Владимир Набоков в Берлине

0
189
У нас

У нас

0
190
Не снимая рыцарских доспехов

Не снимая рыцарских доспехов

Геннадий Гутман

Карл Маркс, Артюр Рембо, бездельники и проститутки круглые сутки

0
619

Другие новости