Социология
У российских солдат, ополченцев, мирных жителей в Дагестане один общий враг - бандиты, национальность и вероисповедание которых не так уж важны. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
В связи с этим в армейском социуме, основную массу которого в силовых структурах, и в том числе в районах массового распространения ислама, составляют офицеры и прапорщики, независимым агентством "Меркул" было проведено исследование на тему "Отношение военнослужащих к исламскому фактору". Итоги таковы.
На вопрос: "Знакомы ли Вы с исламом?" - были получены ответы:
- хорошо знаком - 7%;
- знаком в некоторой степени - 54%;
- затрудняюсь ответить - 7%;
- недостаточно - 14%;
- не знаю совсем - 18%.
Очевидно, что степень знакомства военнослужащих с исламом явно не соответствует требованиям к современной армии при выполнения внутренней задачи в многонациональном и поликонфессиональном государстве.
При ответах на вопрос: "Влияет ли ислам на обстановку в районах межнациональных конфликтов?" - результаты получены следующие:
- влияет значительно - 84%;
- влияет слабо - 4,5%;
- затрудняюсь ответить - 7%;
- не влияет совсем - 4,5%.
Таким образом, военнослужащие считают ислам серьезным фактором, влияющим на обстановку, и данная тенденция более чем очевидна.
Следующим вопросом: "Какое влияние исламский фактор оказывает на ситуацию в районах межнациональных конфликтов?" - предполагалось выявить направленность такого влияния:
- скорее дестабилизирующее - 57%;
- дестабилизирующее - 25%;
- затрудняюсь ответить - 18%.
Данные позволяют определить негативную направленность такого влияния (ответы "скорее дестабилизирующее" и "дестабилизирующее" составляют 82%).
Учитывая, что военнослужащие на момент опроса находились в районе массового распространения ислама, интерес представляло их отношение к нему после прибытия в район конфликта. Был задан вопрос: "Как изменилось Ваше отношение к исламу после прибытия в район конфликта?" - и получены следующие ответы:
- незначительно в лучшую сторону - 4,5%;
- практически не изменилось - 81,5%;
- незначительно в худшую сторону - 7%;
- стало отрицательным - 7%.
Весьма симптоматично, что с прибытием в район конфликта отношение к исламу у большинства военнослужащих не изменилось, несмотря на окружающую обстановку.
Ответы на вопрос: "Как влияет ислам на деятельность незаконных вооруженных формирований?" - были получены следующие:
- влияет сильно - 79%;
- влияет в некоторой мере - 14%;
- затрудняюсь ответить - 4,5%;
- не влияет совсем - 2,5%.
Это подтверждает мысль о неформальных каналах влияния незаконных вооруженных формирований, их полевых командиров (например, в Чечне Радуева, Хаттаба) на военную организацию государства посредством террористических акций, угрозами террора в России, священной войны с неверными.
Следующий блок вопросов связан с готовностью офицерского состава к проведению воспитательной работы в сложных условиях.
"Какие формы воспитательной работы в районах межнациональных конфликтов могут усилить ее эффективность?" (можно было указать несколько ответов):
- привлечение старейшин из местного населения - 18%;
- переговоры с полевыми командирами - 9%;
- переписка с родителями военнослужащих - 17%;
- выступление в части артистов, творческих коллективов - 36%;
- распространение слухов - 2,5%;
- активная работа с пленными - 9%;
- использование телевидения и радио - 28%;
- использование газет, журналов - 25%;
- чтение молитв священнослужителями - 4,5%;
- проведение занятий по ОГП, политического информирования - 36%;
- распространение листовок - 7%;
- ведение радиоэлектронной борьбы - 7%;
- затрудняюсь ответить - 40%.
По мнению военнослужащих, наибольший результат могут принести регулярные занятия по общественно-государственной подготовке и политическое информирование, активная культурно-досуговая работа, более активное использование телевидения и радио, средств массовой информации и привлечение старейшин из местного населения. Данные позволяют предположить, что "старые", проверенные (в годы Великой Отечественной войны и в Афганистане) формы воспитательной работы при их соответствующем современном содержательном наполнении вполне могут принести положительный результат.
На вопрос: "Как должна строиться воспитательная работа с учетом исламского фактора?" - получены ответы:
- учитывать его особенности - 38%;
- искать новые формы - 7%;
- затрудняюсь ответить - 9%;
- резко противодействовать попыткам проникновения ислама в воинские коллективы - 46%.
Как видно из приведенных ответов, мнения разделились почти поровну: 45% предлагают с учетом особенностей исламского фактора искать новые формы воспитательной работы и 46% считают недопустимым проникновение ислама в коллективы, а значит, и в воспитательную работу вообще.
На вопрос: "Можно ли привлекать к военной службе в федеральных вооруженных силах местных жителей?" - были получены ответы:
- обязательно нужно - 4,5%;
- можно - 9%;
- затрудняюсь ответить - 9%;
- только в порядке исключения - 16%;
- нельзя - 61,5%.
Очень важными представляются следующие два вопроса, позволяющие констатировать, что резких разногласий между военнослужащими и местными жителями не существует. Ответы на вопрос: "Как Вы относитесь к местному населению?" - распределились следующим образом:
- дружественно - 9%;
- скорее дружественно - 4,5%;
- нейтрально - 73%;
- скорее враждебно - 9%;
- враждебно - 4,5%.
А вот на вопрос: "Каково отношение к военнослужащим федеральных сил со стороны местного населения?" - были получены результаты:
- скорее дружественно - 7%;
- нейтральное - 56,5%;
- скорее враждебное - 20,5%;
- затруднились ответить - 16%.
Таким образом, противоречия, приводящие к войне, лежат в других плоскостях и между другими социальными группами и интересами. Полученные данные позволяют сделать некоторые выводы.
Исламский фактор в системе "армия-общество" реально существует, может быть оценен, а потому должен внимательно изучаться и учитываться в национально-государственном и военном строительстве, при организации воспитательной работы в воинских коллективах и обществе, особенно с молодыми людьми допризывного и призывного возраста.
Политическая составляющая исламского фактора в данной подсистеме заключается, во-первых, в необходимости учета мнения военнослужащих как самостоятельной группы и общественного мнения населения страны в целом и в отдельных регионах при принятии военно-политических решений. На наш взгляд, прежде всего это должно касаться вопросов использования военной силы в районах повышенной и потенциальной конфликтности, что поможет избежать ненужных жертв и жестокости, в том числе по отношению к мирным жителям. Во-вторых, именно исламский фактор служит знаменем политических сил в некоторых регионах в борьбе за власть, серьезным препятствием руководству российского государства в организации национальной политики в многонациональной и многоконфессиональной стране.
При организации учета исламского фактора и его позитивного использования в военном деле, как представляется, должны быть созданы отвечающие современным потребностям дела и сложностям решаемых задач аналитические структуры и политические институты как в государстве, так и в силовых структурах. При этом следует принять во внимание исторический отечественный опыт, политологические, правовые, психологические и иные исследования других стран, особенно исламских.