0
1273
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

30.09.1999 00:00:00

Синдром религиозной враждебности отсутствует

Тэги: социология, ислам


Социология

У российских солдат, ополченцев, мирных жителей в Дагестане один общий враг - бандиты, национальность и вероисповедание которых не так уж важны.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
ПОСЛЕДНИЕ события в ряде регионов России показывают, что растет значение исламского фактора. Особенно возросла его роль во время и после войны в Чечне. Под данным фактором понимается ссылка на эту религию в качестве оправдания притязаний на власть и методов подчинения своим идеям определенных слоев общества, ориентированных на ислам.

В связи с этим в армейском социуме, основную массу которого в силовых структурах, и в том числе в районах массового распространения ислама, составляют офицеры и прапорщики, независимым агентством "Меркул" было проведено исследование на тему "Отношение военнослужащих к исламскому фактору". Итоги таковы.

На вопрос: "Знакомы ли Вы с исламом?" - были получены ответы:

- хорошо знаком - 7%;
- знаком в некоторой степени - 54%;
- затрудняюсь ответить - 7%;
- недостаточно - 14%;
- не знаю совсем - 18%.

Очевидно, что степень знакомства военнослужащих с исламом явно не соответствует требованиям к современной армии при выполнения внутренней задачи в многонациональном и поликонфессиональном государстве.

При ответах на вопрос: "Влияет ли ислам на обстановку в районах межнациональных конфликтов?" - результаты получены следующие:

- влияет значительно - 84%;
- влияет слабо - 4,5%;
- затрудняюсь ответить - 7%;
- не влияет совсем - 4,5%.

Таким образом, военнослужащие считают ислам серьезным фактором, влияющим на обстановку, и данная тенденция более чем очевидна.

Следующим вопросом: "Какое влияние исламский фактор оказывает на ситуацию в районах межнациональных конфликтов?" - предполагалось выявить направленность такого влияния:

- скорее дестабилизирующее - 57%;
- дестабилизирующее - 25%;
- затрудняюсь ответить - 18%.

Данные позволяют определить негативную направленность такого влияния (ответы "скорее дестабилизирующее" и "дестабилизирующее" составляют 82%).

Учитывая, что военнослужащие на момент опроса находились в районе массового распространения ислама, интерес представляло их отношение к нему после прибытия в район конфликта. Был задан вопрос: "Как изменилось Ваше отношение к исламу после прибытия в район конфликта?" - и получены следующие ответы:

- незначительно в лучшую сторону - 4,5%;
- практически не изменилось - 81,5%;
- незначительно в худшую сторону - 7%;
- стало отрицательным - 7%.

Весьма симптоматично, что с прибытием в район конфликта отношение к исламу у большинства военнослужащих не изменилось, несмотря на окружающую обстановку.

Ответы на вопрос: "Как влияет ислам на деятельность незаконных вооруженных формирований?" - были получены следующие:

- влияет сильно - 79%;
- влияет в некоторой мере - 14%;
- затрудняюсь ответить - 4,5%;
- не влияет совсем - 2,5%.

Это подтверждает мысль о неформальных каналах влияния незаконных вооруженных формирований, их полевых командиров (например, в Чечне Радуева, Хаттаба) на военную организацию государства посредством террористических акций, угрозами террора в России, священной войны с неверными.

Следующий блок вопросов связан с готовностью офицерского состава к проведению воспитательной работы в сложных условиях.

"Какие формы воспитательной работы в районах межнациональных конфликтов могут усилить ее эффективность?" (можно было указать несколько ответов):

- привлечение старейшин из местного населения - 18%;
- переговоры с полевыми командирами - 9%;
- переписка с родителями военнослужащих - 17%;
- выступление в части артистов, творческих коллективов - 36%;
- распространение слухов - 2,5%;
- активная работа с пленными - 9%;
- использование телевидения и радио - 28%;
- использование газет, журналов - 25%;
- чтение молитв священнослужителями - 4,5%;
- проведение занятий по ОГП, политического информирования - 36%;
- распространение листовок - 7%;
- ведение радиоэлектронной борьбы - 7%;
- затрудняюсь ответить - 40%.

По мнению военнослужащих, наибольший результат могут принести регулярные занятия по общественно-государственной подготовке и политическое информирование, активная культурно-досуговая работа, более активное использование телевидения и радио, средств массовой информации и привлечение старейшин из местного населения. Данные позволяют предположить, что "старые", проверенные (в годы Великой Отечественной войны и в Афганистане) формы воспитательной работы при их соответствующем современном содержательном наполнении вполне могут принести положительный результат.

На вопрос: "Как должна строиться воспитательная работа с учетом исламского фактора?" - получены ответы:

- учитывать его особенности - 38%;
- искать новые формы - 7%;
- затрудняюсь ответить - 9%;
- резко противодействовать попыткам проникновения ислама в воинские коллективы - 46%.

Как видно из приведенных ответов, мнения разделились почти поровну: 45% предлагают с учетом особенностей исламского фактора искать новые формы воспитательной работы и 46% считают недопустимым проникновение ислама в коллективы, а значит, и в воспитательную работу вообще.

На вопрос: "Можно ли привлекать к военной службе в федеральных вооруженных силах местных жителей?" - были получены ответы:

- обязательно нужно - 4,5%;
- можно - 9%;
- затрудняюсь ответить - 9%;
- только в порядке исключения - 16%;
- нельзя - 61,5%.

Очень важными представляются следующие два вопроса, позволяющие констатировать, что резких разногласий между военнослужащими и местными жителями не существует. Ответы на вопрос: "Как Вы относитесь к местному населению?" - распределились следующим образом:

- дружественно - 9%;
- скорее дружественно - 4,5%;
- нейтрально - 73%;
- скорее враждебно - 9%;
- враждебно - 4,5%.

А вот на вопрос: "Каково отношение к военнослужащим федеральных сил со стороны местного населения?" - были получены результаты:

- скорее дружественно - 7%;
- нейтральное - 56,5%;
- скорее враждебное - 20,5%;
- затруднились ответить - 16%.

Таким образом, противоречия, приводящие к войне, лежат в других плоскостях и между другими социальными группами и интересами. Полученные данные позволяют сделать некоторые выводы.

Исламский фактор в системе "армия-общество" реально существует, может быть оценен, а потому должен внимательно изучаться и учитываться в национально-государственном и военном строительстве, при организации воспитательной работы в воинских коллективах и обществе, особенно с молодыми людьми допризывного и призывного возраста.

Политическая составляющая исламского фактора в данной подсистеме заключается, во-первых, в необходимости учета мнения военнослужащих как самостоятельной группы и общественного мнения населения страны в целом и в отдельных регионах при принятии военно-политических решений. На наш взгляд, прежде всего это должно касаться вопросов использования военной силы в районах повышенной и потенциальной конфликтности, что поможет избежать ненужных жертв и жестокости, в том числе по отношению к мирным жителям. Во-вторых, именно исламский фактор служит знаменем политических сил в некоторых регионах в борьбе за власть, серьезным препятствием руководству российского государства в организации национальной политики в многонациональной и многоконфессиональной стране.

При организации учета исламского фактора и его позитивного использования в военном деле, как представляется, должны быть созданы отвечающие современным потребностям дела и сложностям решаемых задач аналитические структуры и политические институты как в государстве, так и в силовых структурах. При этом следует принять во внимание исторический отечественный опыт, политологические, правовые, психологические и иные исследования других стран, особенно исламских.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1550
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1459
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1674
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1393

Другие новости