Уважаемая редакция "Независимого военного обозрения"!
С апреля этого года приобретаю все номера вашей газеты, в ней всегда есть необходимая информация о происходящем в горячих точках и о современном положении в нашей военной промышленности и армии. Приятно знать, что есть периодическое издание, сотрудники которого не гонятся за "сенсационной жвачкой", а уважают своих читателей и подают только факты. Спасибо вам за вашу газету!
Написать же вам меня побудила статья Павла Герасимова "Без вины безымянные", опубликованная в #36, 1999 г. Автор говорит о том, что в русской армии опознавательные медальоны появились только в январе 1917 г., в то время как в Германии они появились в конце прошлого века (при этом не названа точная дата введения их в германской армии).
Однако эти сведения неверны. Я прочитал довольно много книг по истории полков русской армии, и в книге "История лейб-гвардии Егерского полка за 100 лет. 1796-1896 гг.", СПб., 1896, 895 с., приводятся сведения о том, что в 1877 г., когда полк в полном составе готовился к отправке на театр военных действий в Болгарию (Русско-турецкая война 1877-1878 гг.), все солдаты и офицеры получили металлические жетоны со шнурком для ношения на шее. На жетоне выбивались литеры - аббревиатуры названия полка: "Л.Г.Е.П." (лейб-гвардии Егерский полк), номера батальона, роты и личный - военнослужащего. Списки солдат и офицеров с указанием личного номера хранились в полковой канцелярии. Делалось это для опознания убитых и раненых.
В книгах о истории других полков сведения о введении жетонов отсутствуют. Но, смею утверждать, что все нововведения, которые появлялись в одном из гвардейских полков, тем более Первой гвардейской дивизии, к ней относился и Егерский полк, становились достоянием всего Гвардейского корпуса. Авторы этих книг просто, видимо, не заострили на этом внимания.
Исходя из этого утверждаю, что в русской армии опознавательные медальоны появились на 40 лет раньше, чем указывает Герасимов на страницах вашего издания.
Ваша газета представляет прежде всего интересы Отечества, и читателям, я думаю, будет очень важно узнать, что Россия, а не Запад сделала первый шаг к точному опознаванию своих павших воинов.
Евгений РУКОСУЕВ
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН