Впервые в Красноярском крае проводилось одно из крупнейших за всю послевоенную историю военно-транспортное учение железнодорожных войск и Министерства путей сообщений "Рубеж-2000", которое завершилось 11 августа. По его легенде, высокоточным оружием был разрушен мост через Енисей недалеко от города Абакан. Таким образом оказалась парализована важнейшая транспортная артерия страны - Красноярская железная дорога. Восстановить работу железнодорожного транспорта в условиях противодействия со стороны неприятельских диверсионных групп было поручено военным железнодорожникам. В течение пяти дней они навели через Енисей полукилометровый наплавной железнодорожный мост, который в заключительный день учения принял на себя состав весом в 1,5 тыс. т, колесную и гусеничную технику. Действия подчиненных получили высокую оценку со стороны командующего железнодорожными войсками РФ генерал-полковника Григория Когатько и заместителя министра путей сообщений Виктора Семенова. Наконец, наступил день, когда действия подошли к кульминации... Руководитель учения генерал-лейтенант Анатолий Соловьев принимает доклады о готовности. Мотористы по команде направляют выводной паром, состоящий из десяти понтонов, к переправе. Самая ответственная операция - ввести паром в линию моста. Но вот он введен и теперь наступает время проявить себя понтонерам. Они устанавливают натяжные шарнирные стыки, завершают стыковку. Все это осуществлялось в условиях активного противодействия "противника". Военные железнодорожники организовали охрану и оборону объекта, установили минные поля. Во взаимодействии с ними мост охраняли подразделения танкистов и зенитчиков Сибирского военного округа. А когда "противнику" удалось поджечь баржу, свое умение, оказывая помощь экипажу судна, продемонстрировали спасатели.
Среди военнослужащих, отличившихся на учении, следует особо отметить офицера Романа Киселева. При выполнении монтажных работ на мосту возникла экстремальная ситуация. Рядовой Николай Косенко потерял равновесие и упал в воду. Быстрое течение реки понесло его в сторону от понтонов. До брошенного спасательного круга боец не дотянулся. На помощь попавшему в беду устремились на катере-толкаче Киселев и моторист Алексей Черкашов. На их глазах плохо умеющий плавать солдат начал тонуть. Тогда офицер, не раздумывая, бросился в холодную воду, подхватил Косенко и сумел дотянуться до спасательного круга. Еще через несколько мгновений подошел катер...
За мужество и героизм, проявленные при спасении утопающего, старшему лейтенанту Киселеву досрочно присвоено воинское звание - капитан.
Наведение наплавного железнодорожного моста - главный, так сказать, реальный итог прошедшего учения. Но, кроме того, необходимо отметить, что в ходе него части железнодорожных войск отработали вопросы взаимодействия со структурными подразделениями МПС при организации краткосрочного восстановления объекта в условиях военного времени.
Наплавные железнодорожные мосты сегодня могут пропускать до 50 пар поездов в сутки, что позволяет перевезти через водную преграду до 220 тыс. т грузов в такой промежуток времени. Обладая высокой живучестью, в случае угрозы такой мост может быть разведен и замаскирован по паромам в заводях, у островов и т.д., а затем буквально в течение 12 часов наведен вновь. Все военные аспекты учения были выполнены на "отлично".
В подготовительном и основном этапах учения приняли участие более 700 военных, в том числе необходимую практику получили и будущие офицеры - курсанты Военно-транспортного университета железнодорожных войск.
...Между прочим, понтонные переправы военные железнодорожники наводят не только на учениях. Они оказывают помощь жителям различных сел и городов страны. В последнее время такие мосты были сооружены для нужд населения в Брянской, Вологодской, Волгоградской областях. Для кого-то это школа, а для кого-то - жизнь...
Абакан-Москва