Глушков В.В., Шаравин А.А. На карте Генерального штаба - Маньчжурия. Накануне Русско-японской войны 1904-1905 гг. - М., 2000, 400 с.
Валерий Глушков и Александр Шаравин - авторы выпущенной Институтом политического и военного анализа монографии "На карте Генерального штаба - Маньчжурия" - с позиций уходящего XX столетия рассматривают предысторию, истоки и причины Русско-японской войны 1904-1905 гг., закончившейся 95 лет назад. Объективно, на основе подлинных документов освещается внешнеполитическая деятельность последнего российского императора Николая II и его правительства, оценивается состояние вооруженных сил России и Японии накануне кровавого столкновения двух империй, рассматриваются система и особенности подготовки офицеров высшей квалификации для службы "по Генеральному штабу" и в Корпусе военных топографов. В книге приводятся живописные портреты видных русских военачальников и основных участников тех далеких событий. Однако основное внимание уделено картографической обеспеченности Восточно-Азиатского (Маньчжурского) театра военных действий.
Как следует из монографии, ознакомление русских с Маньчжурией - древней и заповедной землей китайских императоров династии Цин - началось примерно в середине XIX столетия. Инициатором исследований первоначально являлось Русское географическое общество при поддержке двух российских министерств - иностранных дел и финансов, затем к этой работе подключилось и военное ведомство. Но, к сожалению, немногочисленные поездки офицеров Генерального штаба в составе небольших экспедиций, а также с торговыми караванами за границу давали весьма скудную информацию. Намеченные на случай войны пути выдвижения русских войск и близлежащие к ним районы стали объектами первоначальной разведки, проводимой офицерами Генерального штаба и Корпуса военных топографов. Разведка, а также маршрутные и глазомерные съемки наиболее интенсивно проводились в 1894-1896 гг.
В 1896 г. Китай предоставил России право на сооружение Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), а в 1898 г. Россия по соглашению с Китаем получила в долгосрочную аренду незамерзающие тихоокеанские гавани Люйшунь (Порт-Артур) и Даляньвань (Дальний) с соответствующими территорией (Квантунской областью) и водным пространством. Астрономо-геодезические и топографические работы стали проводиться еще более интенсивно. В 1900 г. начальником Военно-топографического отдела (ВТО) штаба Приамурского военного округа полковником Поляновским была предпринята вполне разумная инициатива по выполнению обширных топографических съемок территории Северной Маньчжурии. Однако проект работ, одобренный и поддержанный штабом Приамурского военного округа, в Главном штабе русской армии не приняли из-за недостатка средств. Это привело к огромным человеческим жертвам и материальным потерям во время войны с Японией.
Офицеры Корпуса военных топографов в 1896-1903 гг. выполнили в Маньчжурии топографические съемки всей территории Ляодунского полуострова, вдоль линий строящихся железных дорог и по наиболее вероятным маршрутам передвижения русских войск. К исходу 1903 г. были составлены и изданы крупномасштабные топографические карты почти всей Южной Маньчжурии.
В военном министерстве России считали, что для реализации стратегического плана войны с Японией этого вполне достаточно, ибо отступление русских войск на север, в необеспеченные в картографическом отношении районы, считалось делом немыслимым. К сожалению, генерал-адъютант Александр Куропаткин, военный министр, а позже главнокомандующий на Дальнем Востоке, упустил из виду наличие обширных "белых пятен" на картах Генерального штаба, за что - вкупе с допущенными промахами в руководстве армией - поплатился поражениями в сражениях с японцами. Такова, в сущности, главная сюжетная линия монографии, представленной на суд читателя.
Анатолий ХАРЬКОВ,
доктор исторических наук, профессор, заслуженный
деятель науки РФ,
генерал-майор