0
1292
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

06.10.2000 00:00:00

Наука и война

Тэги: Жомини


Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. А. А. Жомини. Основатель научной военной теории. 1779-1869. - М., 1999. - 397 стр.

В прошлом году вышла в свет первая в России книга об Антуане Анри Жомини, майоре швейцарской армии, бригадном генерале Наполеона, генерал-адъютанте, генерале от инфантерии и военном советнике трех русских императоров, организаторе российской Академии Генерального штаба. Авторы труда известны своей критикой зарубежной и отечественной литературы о Второй мировой войне. В новой книге они по существу продолжают свои попытки способствовать совершенствованию историографии, призывают военных и иных исследователей и теоретиков обратиться к подлинным источникам. Как известно, это элементарное условие действительно объективного подхода к любому вопросу отвергалось в недавнем прошлом.

Еще один ведущий посыл книги: наследие военных классиков не устарело и сегодня. Основные их положения действительны при использовании любого оружия. Тем более, что после вступления человечества в ядерную эпоху "обычные" войны не прекращались ни на один год. Авторы доказывают, что военно-теоретическое наследие применимо ныне не только в узкой области военного дела. Опираясь на сравнительный анализ, они показали, что не Клаузевиц, а Жомини создал научную систему военных знаний. Прусский генерал заимствовал у Жомини многие его достижения. Его труд "О войне" не завершен, во многом противоречив. Милитаризм, антигуманизм, правовой нигилизм, иррационализм, антитеоретичность не позволили Клаузевицу даже приблизиться к Жомини в моральном и интеллектуальном отношении. Слава Клаузевица была сфабрикована. Прусским политикам и генералам нужен был свой военный теоретик. Победа Пруссии над Австрией и Францией способствовала фальсификации, хотя влияние Клаузевица на прусский генштаб было далеко не абсолютным. Прогерманские веяния в Петербурге привели к тому, что и в России Жомини был забыт. В СССР о нем тем более не вспоминали вследствие догматической трактовки ленинских суждений о Клаузевице. Хотя фактическое воздействие идей великого швейцарца на отечественную армию в XX веке сохранялось. В США, наоборот, приоритет Жомини перед Клаузевицем признается вплоть до наших дней.

В рецензируемой книге рассказано о том, как Генрих Вениаминович (так именовался Жомини в России) первым распространил науку на военное дело, развенчал господствовавшее до него представление о войне как "области, покрытой мраком". Он вполне обоснованно считал, что в военной теории нуждается даже гений, что военная наука "решает судьбы государств", что полководец должен овладеть закономерностями, присущими этому явлению. Ученый осуждал некомпетентность тех или иных политических и военных вождей, он требовал, чтобы они, опираясь на теорию, учитывали цену любого предприятия, предвидели последствия своих решений. Не утратили своей ценности рекомендации ученого, касающиеся высшего военного руководства. Это - выбор верховного главнокомандующего и других полководцев, объем их власти на театре военных действий, их ответственность за свои решения, в том числе - за постановку невыполнимых задач, преступные приказы, неоправданные риск и потери.

Жомини первым показал роль стратегии непрямых действий. Ему принадлежит научная разработка многих других военных и военно-политических проблем. Особенно интересны в наши дни мысли классика о взаимодействии войны и политики, всемерном снижении уровня военного противостояния, ограничении масштабов и жестокости войн, подчинении их особым законам. Он считал опасным нарушение баланса сил на мировой арене и последовательно выступал против монополии того или иного государства в международных отношениях. Велики заслуги Жомини в развитии военной историографии. Высоко ценил он такое качество историка как духовная независимость, отвергая любую односторонность, чем бы не была она обусловлена (политические, националистические, религиозные и иные убеждения).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1202
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3190
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1801
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2136

Другие новости