Уважаемая редакция! С недоумением и огорчением прочитал в # 41 "НВО" за 2000 г. статью Александра Щелокова "Самодурство с большими звездами". Зачем нужен этот "обличительный" материал? Неужели Маршала Советского Союза Москаленко, дважды Героя Советского Союза, прославленного командарма Великой Отечественной, Маршала Советского Союза Еременко, Героя Советского Союза, Героя ЧССР, командовавшего фронтами в годы войны с фашизмом, выдающегося полководца Маршала Советского Союза Жукова отличало только самодурство?
Я сорок лет отдал ВВС, четырнадцатый год работаю на предприятиях ВПК, до сих пор постоянно встречаюсь по служебным делам с военными разных званий - от младшего офицера до маршала. И не могу согласиться с позицией Щелокова о повсеместном распространении "самодурства с большими звездами". Конечно, и мне доводилось с ним сталкиваться, но то были единичные случаи. В основном рядом со мной тянули лямку отлично подготовленные в профессиональном отношении люди, отдававшие себя целиком и полностью Вооруженным силам. Да, многие из них были жесткими личностями, однако суровая порой требовательность этих командиров и начальников распространялась прежде всего - на самих себя.
Вспоминаю, например, маршала артиллерии Кулешова (мой однофамилец). Впервые встретился с ним в 1955 г. на полигоне Капустин Яр. Тогда Николай Павлович прежде всего поинтересовался у солдат: хорошо ли их кормят, как дела с питьевой водой, есть ли еще трудности, обстоятельно побеседовал с офицерами. Причем все просьбы личного состава были выполнены в самый короткий срок. Никогда не слышал от маршала грубого слова, не то что оскорблений. Неоднократно пришлось мне общаться и с бывшим главнокомандующим Сухопутными войсками генералом армии Иваном Григорьевичем Павловским. Он всегда внимательно выслушивал подчиненных, никогда не перебивал, при необходимости тактично делал замечания. Знаю по собственному опыту, высокой трудоспособностью, строгостью по службе отличался Маршал Советского Союза Сергей Леонидович Соколов. Но он всегда уважительно относился к мнениям и предложениям офицеров и генералов невзирая на звания и должности.
Точно такие же отзывы наверняка дали бы те, кому пришлось работать под руководством многих других известных военных деятелей.
Так что корни дедовщины надо искать не в самодурстве отдельных военачальников, а прежде всего в обществе. Армия - слепок с него.