-Виктор Владимирович, с какими итогами вы и ваши подчиненные проводили минувший год?
- Несмотря на нехватку финансовых средств, мы постарались с максимальной эффективностью выполнить поставленные перед нами в 2000 году задачи. В течение прошлого года было введено в эксплуатацию 670,1 тыс. квадратных метров жилой площади на 9433 квартиры. К отопительному периоду 2000-2001 годов мы подготовили 228 тыс. воинских зданий, более 40 тыс. жилых домов, 5,9 тыс. котельных, 12,9 тыс. электростанций и электрических подстанций, 124 тыс. километров инженерных сетей.
Сейчас журналисты много пишут и показывают, как нелегко дается эксплуатация жилищных объектов в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера. Однако в военных гарнизонах там обстановка стабильная. Я не хвалюсь, но своевременно принятые армейскими жилищно-коммунальными структурами меры позволили организованно войти в режим зимней эксплуатации.
Сейчас обеспеченность военных округов твердым топливом составляет 30-40 суток и жидким котельным топливом до 80 суток зимней потребности.
- Эксплуатация огромного квартирного хозяйства невозможна без четко налаженной системы материально-технического обеспечения (МТО). Здесь есть проблемы?
- К сожалению, мы не полностью обеспечены необходимыми строительными материалами и предметами квартирного довольствия. И первая проблема - недостаток бюджетных денег. Недофинансирование работ по капитальному и текущему ремонту за последние годы привело к резкому физическому износу зданий и сооружений. Так, только на выполнение восстановительных работ по выведению зданий и сооружений из аварийного состояния требуется до 1,5 млрд. руб. Износ оборудования коммунальных сооружений за последние годы возрос в 1,8 раза и составляет 43%, что, в свою очередь, ведет к росту аварийных ситуаций и отказам в работе инженерного оборудования.
Однако это не говорит о том, что мы опускаем руки. Сейчас, несмотря на имеющиеся трудности, началось более стабильное, хотя и не в полном объеме, финансирование и материально-техническое обеспечение квартирно-эксплуатационных хозяйств. Не считая расходов военных округов на эти цели, только центральными базами ГлавКЭУ МО РФ в прошедшем году в соответствии с планами поставок отпущено материальных средств на сумму 115,6 млн. руб.
В соответствии с Федеральным законом указом президента Российской Федерации для восполнения израсходованных материальных средств, обеспечения ремонтно-восстановительных работ проводятся конкурсы по размещению государственных заказов на поставку общепромышленной продукции для нужд нашей службы. В полном объеме задействуются мощности 15 промышленных предприятий Министерства обороны, находящихся в оперативном управлении ГлавКЭУ МО РФ.
Получение продукции идет также и по линии государственного контракта на поставку Украиной строительных материалов, оборудования и мебели в порядке компенсации России за отпущенный природный газ.
- Какие коррективы в деятельность ГлавКЭУ привнесли события, связанные с проведением контртеррористической операции в Чеченской Республике?
- Начну с самого печального. На коммунально-эксплуатационные службы легли конкретные обязанности по социальной защите членов семей военнослужащих, погибших и получивших увечья в ходе боевых действий в Чечне. К настоящему времени более 1000 семей офицеров и прапорщиков вышеназванной категории получили квартиры.
В ГлавКЭУ МО РФ создана специальная группа, которая занимается рассмотрением и решением острых жилищных вопросов участников боевых действий. Мы стараемся делать все для того, чтобы исключить здесь не только случаи нарушения законности, но и любые проявления бюрократизма и волокиты.
Еще один важный аспект. В октябре 1999 года министром обороны маршалом РФ Игорем Сергеевым была поставлена задача по размещению в Чеченской Республике на постоянной основе гарнизонов российских войск. Сейчас там обустраивается мотострелковая дивизия полного штата. В настоящее время для выполнения задачи сформированы необходимые подразделения военно-строительного комплекса.
В Чечне сейчас действуют около 4 тыс. военных строителей и гражданского персонала, задействовано около 300 единиц строительной техники, машин и механизмов.
Уже в 2000 году в гарнизоне Калиновская построены почти все объекты инфраструктуры для размещенного здесь мотострелкового полка, а также дома для офицеров и их семей. В Ханкале, где находятся штаб 42-й мсд и подразделения обеспечения соединения, заканчивается строительство офицерских общежитий и казарм. Работают военные строители и на обустройстве военной инфраструктуры мотострелкового полка в Шали. Здесь пока военнослужащие живут в палатках. Кроме того, в других гарнизонах развернуто строительство более 40 объектов казарменно-жилищного фонда из сборных быстровозводимых конструкций типа "Модуль".
Наши службы также проводили и проводят работы по восстановлению жилых домов, разрушенных в результате взрывов во Владикавказе. Здесь в сжатые сроки построен и сдан 80-квартирный жилой дом. Восстановлены три жилых дома.
- Жилищная проблема продолжает оставаться одной из острейших для Вооруженных сил. Виден ли "свет в конце туннеля" для многих и многих армейских очередников?
- К сожалению, вы правы. Жилищная проблема по-прежнему продолжает оставаться одной из самых острых в армии. За последние 6 лет принималось несколько государственных жилищных программ по обеспечению квартирами военнослужащих, но ни одна по причине недофинансирования не была выполнена в полном объеме.
Так, государственная Программа обеспечения жильем военнослужащих на 1993-1995 годы предусматривала 220 тыс. квартир. Реально за этот период было получено только 98,8 тыс. или 45% от запланированного количества. Аналогичная программа на 1996-1997 годы была выполнена только на 76%. Программы на 1998 и последующие годы приняты не были. В результате сейчас сроки стояния военнослужащими в жилищной очереди составляют 7-9 лет. Для сравнения, в 70-х годах офицер или прапорщик ждал жилье всего 1-3 года.
- А есть ли сегодня эффективные пути решения жилищной проблемы, на что надеяться тем, кто начинает службу?
- Изменившаяся социальная структура общества, сформировавшийся рынок жилья и недостаточный уровень финансирования государством социальных программ потребовали в последние годы от Минобороны России иных подходов к решению жилищной проблемы в армии и на флоте. Они были определены еще в 1996 году и в настоящее время реализуются.
Одним из направлений повышения уровня социальной защиты военнослужащих стало совершенствование законодательной нормативной базы, приведение ее к требованиям сегодняшнего дня. В результате в пункте 8 Решения Совета обороны Российской Федерации от 26 марта 1996 года было записано: "Предусмотреть комплекс мер, включающих: переход на систему обеспечения военнослужащих служебным жильем; формирование фонда служебного жилья; реформирование строительного комплекса, обеспечивающего специальное строительство┘" и т.п.
А 25 ноября 1996 года президентом РФ был подписан Указ # 1592 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации", в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и приступить на первом этапе к формированию в закрытых военных городках служебного жилищного фонда.
Позже в новой редакции Закона РФ "О статусе военнослужащих" был четко определен механизм предоставления военнослужащим и их семьям служебных помещений.
- Нельзя ли поподробнее рассказать об этом механизме? Каковы сроки перехода на служебное жилье?
- В настоящий момент мы только начинаем раскручивать этот механизм. На первом этапе мы решили сделать полностью служебными квартиры в закрытых военных городках, отселив оттуда военных пенсионеров и гражданских лиц.
В перспективе предусматривается создание фонда служебного жилья под штатную численность соединений и воинских частей. То есть в каждом военном гарнизоне для семей офицеров, прапорщиков и военнослужащих по контракту планируется иметь соответствующие служебные жилые помещения. По истечении срока службы или контракта военнослужащий сдает свою служебную квартиру и, если имеет на то основания (то есть прослужил более 20 лет), получает постоянную жилую площадь по выбранному месту жительства.
В настоящее время фонд служебного жилья сформирован в объеме 143 тыс. квартир. Этого, конечно, недостаточно, и спланированы меры по его увеличению.
Таким образом, в ближайшие годы объективно количество военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье, будет снижаться, а доля нуждающихся в служебном жилье - возрастать. С учетом средней продолжительности военной службы (25-30 лет) возможно предположить, что окончательный переход к обеспечению военнослужащих служебным жильем завершится к 2020-2025 годам.
- Как бы вы оценили программу "Государственные жилищные сертификаты"?
- Предварительные итоги первых двух лет реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" говорят о том, что она в какой-то мере позволяет ускорить решение жилищной проблемы в армии. К плюсам этой программы можно отнести то, что она дает военнослужащим возможность в достаточно короткие сроки приобретать готовое жилье на рынке. При этом офицер или прапорщик обладает правом выбора квартиры - в принципе в любом городе России, с любым качеством жилья. Мы не распыляем средства, ликвидируем "долгострой" и незавершенное строительство, повышаем контроль за целевым расходованием бюджетных средств, направляемых непосредственно военнослужащим-получателям; экономим бюджетные средства, так как военнослужащий при приобретении жилья задействует, как правило, и собственные финансовые ресурсы.
К недостаткам программы следует отнести то, что перерасчет стоимости сертификата должен производиться ежеквартально, а не один раз в год. Военнослужащие имеют право на бесплатное обеспечение жильем, однако программа предусматривает погашение только части стоимости приобретаемого по сертификату жилья.
- Бывают случаи, когда военнослужащие хотят незаконно получить от военного ведомства жилье. Насколько совершенен сегодня учет бесквартирных офицеров и прапорщиков? Каковы перспективы компьютеризации системы управления коммунально-эксплуатационным хозяйством?
- На сегодняшний день мы имеем компьютерный учет всех военнослужащих, нуждающихся в жилье. Это серьезный прорыв в системе учета, ибо таким образом мы смогли взять на контроль жилищную проблему каждого отдельного военнослужащего. Также мы собрали информацию и об обеспечении жильем практически каждого военнослужащего-контрактника.
В дальнейшем мы намерены систематизировать учет по капитальному строительству, а также эксплуатации и ремонту фондов. Но это пока желаемая перспектива. Увы, сейчас мы не можем себе позволить иметь даже обычную междугороднюю связь.
Чтобы полностью исключить нарушения в распределении квартир, ГлавКЭУ предлагает ввести в учет так называемую "Карточку жилых помещений, предоставляемых военнослужащему". Этот документ будет заводиться один раз и служить военнослужащему в течение всей его службы. По мере необходимости в карточку будут вноситься необходимые изменения и дополнения (о месте службы, составе семьи, сведения о получении и сдаче жилья и т.д.). В настоящее время рассматривается вопрос о включении "Карточки учета..." в перечень документов, хранящихся в личном деле военнослужащего.