Хочу рассказать о человеке необыкновенном и очень значимом в авиации на стыке XX и XXI столетий. Это выдающийся в мировой авиации летчик Анатолий Николаевич Квочур - 'русская летающая легенда', 'летчик от Бога'. Его полеты невозможно описать словами, их надо видеть! Английский летчик-испытатель Джон Фарли сказал, что полеты Квочура - это классика. Еще 12 лет назад символически Квочур был включен в лучшую десятку летчиков-испытателей в мире. Его мужество, стойкость, преданность делу, обязательность и удивительно целеустремленная натура покорили меня, седого генерал-полковника авиации.
27 июля 1999 г. Анатолий Квочур выполнил сложнейший, уникальный беспосадочный перелет по маршруту Раменское-Тикси-Северный полюс
-Раменское. Длительность его на истребителе Су-27 составила 11 часов 35 минут. Над Ледовитым океаном было произведено 5(!) дозаправок от танкера Ил-78 (на котором находился и я). Чтобы лететь без посадки почти 12 часов на истребителе, нужно иметь ох какой характер! Статичная поза летчика, скорость, высота, и это почти половина суточного времени...
Вспоминаются многие случаи в летной жизни Квочура. вот только несколько из них: 1995 г. - сложнейший перелет над Индийским океаном ночью на самолете Су-27 при возвращении из Австралии. Облачность до 12 тыс. м, сильная болтанка, грозовые разряды, внизу бушующий океан, на истребителе заканчивается топливо, и необходима срочная дозаправка в кромешной тьме! Надо 'попасть' своей 'иголочкой' в нитку заправочного шланга... но есть контакт, и полет продолжается; 1996 г. - возвращение из Сингапура на самолете Су-27 (тоже ночью) над океаном, падает давление масла в правом двигателе... Анатолий, проявив характер, отключает этот аварийный двигатель (до береговой черты осталось 800 км), дотягивает до Китая и сажает машину на промежуточном аэродроме буквально 'на одном крыле'; 2000 г. - при перелете в Дубай (ОАЕ) на самолете МиГ-29 заклинило левый двигатель. И опять вынужденная посадка, теперь на высокогорном аэродроме Шираз. Два дня безрезультатного ожидания помощи приводят летчика к мысли о продолжении полета на одном двигателе... Сложнейший взлет, но летчик уверен в себе, взлетает и благополучно через 2 часа сажает машину в Дубае. Это оправданный героизм, точный расчет.
Впервые мир узнал об Анатолии Квочуре, когда тот катапультировался с самолета МиГ-29 на минимальной высоте 100 м от земли при падении машины под углом 45° на авиасалоне в Париже. Бог вновь спас талантливейшего человека: взрывной волной его отнесло в сторону, раскрылся парашют, но полученная травма до сих пор дает о себе знать. Не летать для Анатолия Николаевича значит не дышать, и он, преодолев все медицинские преграды, ежедневно тренируясь до 'третьего' пота, готовит себя к каждому полету.
Анатолий Квочур, переняв методику воспитания от своих знаменитых учителей Григория Седова, Александра Федотова, сегодня сам стал учителем для многих летчиков. Под его руководством воспитывались летчики-испытатели Александр Гарнаев, Владимир Логиновский (оба Герои России). Набирает силу молодой летчик, потомственный испытатель Александр Павлов. Являясь заместителем начальника ЛИИ имени М.М. Громова по военной тематике, Анатолий Квочур проводит большую научно-техническую работу, привлек к ней двух молодых способных студентов из МФТИ, установив им стипендию.
Под руководством Квочура создан и испытан в Пилотажном центре Спутниковый радионавигационный комплекс с высокими точностными характеристиками, он используется для обнаружения (за 800 км) самолета-заправщика, точного выхода на него и контакта с ним, а также для посадки на необорудованные аэродромы и на авианосцы.
В августе в г. Жуковском состоится Международный авиакосмический салон, где будет демонстрировать свое мастерство в числе других и знаменитый Квочур.