В # 15 за 2001 г. опубликована (под рубрикой "Экспертиза") статья Александра Докучаева "Рейтинг асов. Чьи летчики во второй мировой войне были лучше?" Автор, пользуясь специальной (не раскрытой для читателя) "методикой" и обработав данные на ЭВМ (против высоких технологий не попрешь), "убедительно доказал", что лучшими асами второй мировой войны были, разумеется, советские (у Кожедуба - 1-е место, аж 62 победы), тогда как пресловутый Хартманн (с его жалкими 352 сбитыми самолетами) оказался на 3-м месте. Впрочем, сама статья посвящена не деловому анализу воздушных боев, а унылому пересказу биографий асов, в основном Кожедуба и Хартманна.
Спору нет, обсчитанная "на ЭВМ" методика "убедительно опровергает" тех злопыхателей, что пытаются бросить тень на достижения отечественных ВВС. Вот только мне сдается, что если бы такая методика была применена лет эдак 50 назад, то лучшим летчиком минувшей войны оказался бы, наверное... Василий Сталин!
Напомню отправную точку статьи Докучаева (оставшуюся за бортом и неназываемую). Где-то в перестройку вдруг достоянием общественности оказались достаточно сенсационные данные: оказывается, лучшие немецкие летчики-истребители сбили много больше самолетов, чем Кожедуб и Покрышкин. Так и хотелось объявить эти данные "демократической брехней", если бы не одно "но": распространители таких "порочащих" наши славные ВВС сведений отдали пальму первенства (с огромным отрывом) не летчикам "демократических" государств - союзников по коалиции, а нашим тоталитарным противникам - немцам.
После этого поднялся шквал публикаций, в которых с помощью разного рода ухищрений и "перенормировок" было доказано недоказуемое: куда там этим хартманнам до наших кожедубов! Радетели славы нашей авиации вроде бы могли спать спокойно. Но...
Кому-то вздумалось завести разговор о лучших асах-танкистах! И что же? На счету лучшего советского командира танка больше 30 подбитых машин, тогда как на счету лучшего немецкого "всего лишь"... 500 с лишним (на Восточном и Западном фронтах)!!
Не сомневаюсь, что и здесь найдется "простое объяснение", провозглашающее первенство все-таки наших танкистов. Но боюсь, что кто-то спроста поинтересуется: а как обстоят дела с личными рекордами подводников? А снайперов?
Вся эта затянувшаяся комедия с подтасовками заставляет подойти к проблеме с другой стороны.
В характере немцев - привычка к дотошному и педантичному изучению предмета, в том числе и ведения воздушного боя. Те 450 часов (пусть даже 150 в конце войны), что отводились в люфтваффе на подготовку пилотов, сделали свое дело. При меньшей подготовке немецких летчиков просто сбивали бы как куропаток. Немец должен был изрядно налетаться, навыки боя должны были войти в его кровь, стать рефлексом - тогда он становился настоящим летчиком. А полтора десятка часов обучения наших летчиков были, конечно, печальной необходимостью. В кратчайшие сроки им приходилось схватить суть воздушного боя и худо-бедно отбиваться от противника, а затем и начинать самому атаковать его. При всей как бы "тугодумности" немцев, из них после длительного обучения получались не просто высочайшие профессионалы.
Куда уж за такими угнаться! И все-таки в массовом плане советские летчики выглядели нисколько не хуже немецких - и без всяких "подсуживаний" и натяжек. То же должно относиться и к другим видам военной деятельности (танковые бои, снайперство и т.д.).
С уважением,