0
1222
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

07.12.2001 00:00:00

Дойка дембелей

Тэги: дембель, маздок


Очевидец

-Так, ну-ка быстро все построились в колонку по пять! Да не сбивайтесь в кучу, как бараны, а то никто никуда не полетит!

На продуваемой всеми ветрами ханкалинской взлетке группу из девяноста человек готовят к отправке домой. После трех часов топтания по ВПП народ согласен на все. Не ропщет. Досмотр и проверку документов уже прошли. Кстати, о досмотре. Какими документами регламентируется эта процедура - попробуй разберись.

Погрузки в вертолет мы прождали более четырех часов. В плотном строю. На борт заранее поднялись только "блатные". Остальные переминались с ноги на ногу. Люди, которые еще недавно, возможно, рисковали жизнью, сидели в засаде, ходили в разведку, которым сам черт не брат, сегодня помалкивали и терпели. Здесь, на ВПП, играют по другим правилам, и желание улететь пересиливало гордость и чувство собственного достоинства. И у каждого на языке карамелькой перекатывалось сладкое слово - "Моздок". Какое наивное заблуждение: "Нам бы только до Моздока, а уж там..."

Меж тем в Моздоке злоключения не заканчиваются. Скорее наоборот. Полпредами благодарной Родины выступают разбитные таксисты-частники, деловито рыщущие по взлетке: "Куда ехать, командир?". А через некоторое время прибывшие осознают, что, кроме этих частников, никому они в Моздоке не нужны. Остаются варианты. За полторы тысячи рублей можно с ветерком доехать до Минеральных Вод. За пятьсот - до Прохладного. Нет денег - тащись на моздокский вокзал, жди электричку, и так далее.

Я и раньше задавался вопросом: каким образом частники проникают на территорию военной базы в Моздоке, а уж тем более - на взлетно-посадочную полосу? Водитель "семерки", на которой мы с коллегами из ОРТ добирались до Минеральных Вод, охотно все рассказал.

- У частников есть соответствующие пропуска, разрешающие проход и проезд. Добыть такой месячный пропуск несложно. Например, январский обошелся нашему водителю в 300 рублей.

А вообще, частники - народ лихой и решительный. Что там Минеральные Воды - так, семечки. То ли дело, например, Нижний Новгород.

- Бывало, - охотно вспоминает водитель, - у ребят денег ни копейки. Я их везу, в дороге кормлю и пою за свой счет. А в Нижнем по прибытии они "боевые" получают и расплачиваются. По пять тысяч с носа...

- А вдруг кинут?

- Риск, конечно, есть... Но я привык людям верить. Сколько уж езжу, непорядочных пока не встречал. Да, кстати, командир, милицейские посты будем объезжать или как?

В Чечне военный человек проезжает блокпост беспрепятственно и с достоинством. Зато на Большой земле он уже не гордость России, а потенциальный злоумышленник. Со всеми, так сказать, вытекающими.

- У тебя, командир, денег много с собой?

- Да нет, откуда, на дорогу вот только...

- Ну, тогда не страшно. А вот если бы ты, к примеру, "боевые" вез - другое дело. Допустим, начали тебя досматривать на милицейском посту. На предмет наличия оружия, так сказать. В кармане у тебя приличная сумма. Вопрос: откуда деньги? "Боевые"? А докажи! Предъяви подтверждающий документ! Нет? Выходит, ты мародер. Доказывать, что ты не верблюд, будешь неделю. В противном случае - делись.

- И что, делятся?

- А куда денешься?! Особо несговорчивым могут и патрон в карман или сумку подбросить...

Нашу машину действительно тормозили на милицейских постах, тщательно проверяли документы и багаж, но до личного досмотра не дошло. Принадлежность к ОРТ, ИТАР-ТАСС и окружной газете действовала на стражей порядка отрезвляюще. Правда, на одном из постов мы потеряли двадцать минут - номера на двигателе сотруднику милиции показались перебитыми. В результате - тридцать рублей помогли вернуть остроту зрения. До Минеральных Вод добрались без происшествий...

Вообще-то раньше я садился в поезд на станции в Прохладном. Но за последние полгода там многое переменилось. Билетные кассы выполняют чисто декоративные функции, потому как билетов для военнослужащих там нет по определению. Расчет понятен: возвращающиеся из Чечни готовы на все ради места в вагоне. И на этом можно делать бизнес. Летом посредниками выступали патрульные от военной комендатуры. Полтора-два номинала - и билет твой. Теперь инициативу в свои руки перехватила милиция. За 500-600 руб. служивого посадят в вагон вообще без билета. Проводникам остается только возмущаться - их лишили привычного источника дополнительных доходов...

В одном из десантных полков мне раскрыли страшную тайну:

- Мы своих дембелей усаживаем в грузовики и в сопровождении бронетехники доставляем до административной границы. А оттуда, уже без сопровождения, - в пункт постоянной дислокации. Там моем, переодеваем, документы на руки - и по домам...

Не по правилам, конечно, но после вышеизложенного осуждать командование полка язык не поворачивается.

На войне мы все живем одной мечтой. Мечтой о возвращении. Дорога домой там представляется усыпанной цветами. Каждый из нас вправе рассчитывать на особое к себе отношение, поддержку, пусть даже моральную. Так что же случилось? Почему на возвращающегося с войны смотрят, как на дойную корову? Откуда этот неприкрытый цинизм и полное равнодушие? И это ли не одно из слагаемых пресловутого чеченского синдрома? Пускай не главное, но все-таки...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1698
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1605
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1369
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1552

Другие новости