Взяться за перо меня заставил материал Михаила Ходаренка "Гирлянда с изъяном" ("НВО", # 48). Удивительно, до чего же у нас тянутся руки к различного рода реформам. Кажется, уже давно пора бы на первой странице черновиков задуманных перестроек иметь эпиграф: "Не навреди!" Это в полной мере относится и к призыву Михаила Ходаренка относительно серьезной модернизации системы нагрудных знаков в Вооруженных силах. Он увидел в этой системе авиационно-космический уклон. Да не призывать надо к модернизации знаков, почетных званий и классной квалификации, существующей в ВВС, а взять ее за образец. Все там ясно и понятно любому авиационному специалисту, но даже человек, далекий от авиации, тоже легко в ней разберется, если только не будет заранее раздражаться по поводу "авиационно-космического уклона". Тогда станет понятно, что летчик и штурман - это профессии, а бортинженер - это лицо летно-наземного состава, которое может входить в экипаж, а может и не входить. Нет такой профессии - бортинженер, поэтому "заслуженный авиационный военный бортинженер" - это абсурд, почти такой же, как и "заслуженный авиационный пассажир". Что же касается утверждения о том, что "в армии и на флоте не может быть второстепенных специальностей", то давайте подумаем насчет звания "заслуженный работник вещевой службы", например. Если взять авиационных техников, то летчики им цену знают и без почетных званий, поскольку цена ошибок техников - жизнь летчиков. Но и техники себе цену знают, и я никогда не слышал сожалений по поводу отсутствия у них почетных званий. Тяжелая профессия у авиационных техников - и физически, и морально. Мало кто из них дослуживает срок службы на аэродроме, возле боевых машин. В заключение скажу - красивые знаки у нас в авиации. Пусть будут такие же красивые знаки и в других видах Вооруженных сил и родах войск (когда закончится чехарда с их слияниями, разъединениями и переименованиями).
Алексей Сиников,
военный летчик-снайпер, полковник запаса
г. Тверь