СТРАНЫ Балтии на всех парах мчатся в Европейский союз и НАТО. При этом, видимо, думая, что тем самым они быстрее попадут туда, они бездумно рвут все связи с Россией. За исключением экономических. Последние играют весьма заметную роль для благосостояния и процветания Литвы, Латвии и Эстонии. Достаточно сказать, что только за счет перевалки российских грузов и нефти через свои морские порты они получают, по официальным данным, от 15 до 30% доходов в национальные бюджеты. Понятно, что об этом лучше умалчивать. Антироссийскую риторику можно отрабатывать на набившей уже оскомину проблеме транзита в Калининградскую область, которая в ближайшие годы будет полностью окружена государствами Евросоюза и НАТО.
Но если для той же Литвы спекуляции на проблемах Калининградской области - это попытка еще раз показать Западу степень своей независимости, то для Москвы она становится головной болью.
С 1 января 2003 г. Вильнюс планирует закрыть российским гражданам безвизовый транзитный проезд на поездах прямого сообщения в Калининградскую область и обратно, а с 1 июля того же года Литва и Польша введут визовый режим для всех граждан РФ. Наиболее острыми в жизнеобеспечении Калининградской области, несущими в себе угрозу изоляции региона от страны, станут вопросы транзита через Литву на основную часть России. Пока, судя по официальным сообщениям, Запад не намерен идти ни на какие компромиссы с Москвой.
Введение визового барьера для жителей Калининградской области, даже для транзитного следования в другие российские регионы, Евросоюз мотивирует стремлением обеспечить безопасность своих членов. Однако при этом официальные представители ЕС отказываются замечать, что, годами пользуясь безвизовыми поездками, калининградцы не стали угрозой безопасности Литвы, а поляки ничем не лучше россиян.
Жителям Калининградской области целенаправленно навязываются три основных варианта возможного будущего их края. Первый - предполагает создание новой республики в составе России со всеми вытекающими из этого последствиями. Второй - провозглашение области субъектом международных отношений. В качестве основного аргумента в данном случае выдвигается неспособность федерального Центра решать проблемы региона. Эта концепция предполагает создание так называемой "Балтийской Республики", получение ею элементов государственного суверенитета с сохранением ассоциативных отношений с Москвой и установлением таких же отношений с ЕС. Третий, наиболее радикальный, предполагает воссоздание самостоятельной Восточной Пруссии с ее интеграцией в Евросоюз.
Сторонники подобных вариантов развития Калининградской области не скрывают, что здесь они умело пользуются рядом обстоятельств. Это - прежде всего - оторванность данного региона от России, сложность посещения калининградцами других российских городов и весей по сравнению с территориями Германии, Польши, Литвы и других государств Евросоюза, доминирование на информационном рынке области средств массовой информации этих стран, показ рядом российских СМИ только негативных сторон жизни общества РФ.
Как свидетельствуют результаты последних социологических опросов, все это привело к тому, что почти 60% молодых калининградцев никогда не были в других регионах России, но уже не раз выезжали в страны ЕС. В последние годы большинство призывников из области также остается служить на ее территории. Все это плюс неопределенность будущего края, целенаправленная интенсивная обработка общественного мнения начали провоцировать проявления сепаратистских настроений.
При всех выдвигаемых вариантах будущего Калининградской области трезвомыслящие европейские политики понимают, что в нынешних обстоятельствах российское руководство не согласится на предоставление эксклаву большей политической автономии из-за опасности сепаратизма в других российских регионах. Со своей стороны Евросоюз, судя по всему, пока не готов к формально-юридическому закреплению особого статуса Калининградского региона как европейской геополитической реальности.