0
2105
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

20.12.2002 00:00:00

Глашатай военных парадов

Тэги: Бизяев, маяк, парад


-Владимир Игоревич, почему вас на протяжении многих лет привлекает тема Великой Отечественной?

- Во-первых, это долг перед моим отцом-сталинградцем, перед моими родными. Во-вторых, история той войны до сих пор хранит массу тайн, забытых человеческих трагедий. Представьте, к миллиону военных архивных единиц еще никто не прикасался! Возможно, поэтому цикл программ "К 60-летию Великой Победы", который с 3 декабря 2001 года звучит на "Маяке", вызывает такое большое внимание у слушателей. Каждый день мы раскрываем мало кому известные страницы Великой Отечественной, шаг за шагом переосмысливая ее летопись заново.

- Что означает для вашего проекта целый год в эфире?

- Если чисто статистически, это 365 ежедневных передач. Или около 35 часов непрерывного рассказа о войне: почти двое суток вещания. А за этим сотни солдатских судеб. Бесценные свидетельства, увы, уходящих от нас ветеранов. Мы начинали втроем: опытнейший журналист Николай Нейч, "добытчик" интересных людей и фактов Татьяна Клинская и ваш покорный слуга. А потом передача стала, так сказать, "обрастать" активом. С нами сотрудничают многие историки, в первую очередь член-корреспондент Академии военных наук Владилен Хаблов, молодые журналисты Владимир Головкин и Александр Шин. Нам помогают сами бывшие фронтовики - участники наших передач.

- Какие же тайны раскрывает ваша программа на "Маяке"? Есть сенсации?

- Есть факты. И они сенсационны, потому что никому не известны или, наоборот, стали слишком известны, но как бы в другом ракурсе - и никто не пытается посмотреть на минувшие дела хотя бы с точки зрения здравого смысла. Понятно, что делалось некогда в целях спецпропаганды: "На войне как на войне!" Но вот, к примеру, знаменитый парад в Москве 7 ноября 1941 года. Во всех энциклопедиях говорится, что по Красной площади прошли 200 танков. Лет двадцать назад я говорил с комиссаром танковой колонны парада, увы, фамилию уже не помню. Я его спрашиваю: почему вы не называете, сколько танков прошло по площади? А он, помявшись, отвечает: "Не буду я об этом говорить. Но не было там 200 машин. И не могло быть. Тогда Гудериан имел 400 танков. И если бы у нас было 200┘" Ну как же, замечаю, в энциклопедиях ведь указано, что эти машины шли сразу на фронт на пополнение 31-й, 35-й и других танковых бригад. "Все верно┘ - усмехнулся он. - Один танк шел в 31-ю, другой - в 35-ю┘". - "Так сколько их всего было?" - "Штук 35. Эх! Было бы у нас тогда 200 танков┘"

Другие тайны рождались еще до войны, в ходе ее. И даже после окончания. Так был найден способ сокрытия военных ошибок и преступлений. Даже сейчас - попробуйте разговорить ветерана о том, что порой вытворяли "смершевцы", до сих пор боятся говорить об этом. Ведь мы своих только миллион расстреляли. На посту заснул, в Ленинграде булку украл┘ Миллион! А сколько положили заградотряды после знаменитого приказа # 227 "Ни шагу назад!"? Или еще пример. Армия была обескровлена к 1941 году. Только высших и старших командиров РККА расстреляли тысячи. А началось все со знаменитого "дела" маршала Тухачевского в 1937 году. Среди первых семи казненных был и герой Гражданской войны Виталий Примаков, у которого частенько собирались "заговорщики". Так вот его женой (кстати, единственной оставшейся в живых из всех жен тогда осужденных) была┘ известная Лиля Брик! И теперь, возможно, на разницу в датах знаменитой предсмертной записки Маяковского "Любовная лодка разбилась о быт┘" и его смерти вы, наверное, посмотрите по-другому. На записке 12-е, а якобы самоубийство произошло 14-го числа┘

А история с предательством генерала Власова? Кстати, героя Московской битвы, военного советника Чан Кай Ши. Обстоятельства пленения Власова были несколько другими, чем сообщалось ранее. Он дал приказ разбиться войскам на три группы и выходить из окружения. Судьба двух групп известна┘ Сам же Власов оказался без охраны, но со знаменитой рыжей Зиной из военторга в одной из деревень. По многим данным, его выдали немцам местные жители┘

Я очень рад, что, готовя эту программу - на сегодня единственную об истинных подробностях Великой Отечественной, имею возможность прикасаться к архивам, которые столько лет значились под грифом "секретно". И доносить правду голосами людей, видевших войну своими глазами.

- На какую аудиторию рассчитана в первую очередь программа "К 60-летию Великой Победы"?

- Она рассчитана на тех, кому небезразлично прошлое и настоящее нашей Родины. Знаю, что среди слушателей "Маяка" таких подавляющее большинство. Кстати, для таких людей, отнюдь не равнодушных к вчерашнему, сегодняшнему и завтрашнему дню Вооруженных сил России, на "Маяке" еженедельно звучат анонсы очередных номеров "Независимого военного обозрения".

- Недавно по телевизору показали небольшой сюжет: у ребят лет четырнадцати спрашивали, что такое Освенцим. И никто не смог объяснить значения этого слова...

- Вот в этом и беда подрастающего поколения. Беда страшная... Лишний раз убеждаюсь, что программа "К 60-летию Великой Победы" особенно нужна молодежи. Старые люди знают, что такое война, что такое Освенцим. И поэтому не забудут. А вот молодежь...

Помнится, я был в Польше и посетил этот концлагерь. Страшное зрелище. Там есть такие длиннющие бараки. И вдоль всей стены за стеклом в два этажа здесь - женские косы, здесь - детские ботиночки... Все это собрано, рассортировано с немецкой пунктуальностью. Все шло в дело: и пепел, которым удобряли поля, и кожа, из которой делали абажуры. Конечно, по радио все эти "натуралистические" картинки передать сложно.

Моя задача - донести до людей факты без вранья и преувеличений. Я стараюсь выкапывать такие детали, которые могут быть интересны всем. Например, раскрытие психологии подвига Матросова. Ведь этот подвиг совершали еще до него, и не раз. Но почему из всех, шедших в атаку, он один закрыл собой амбразуру, а другие - нет? Почему кто-то подорвал себя гранатой, а кто-то сдался в плен? Раскручивая этот "исторический клубок" войны, поднимаю секретные архивы, разыскиваю живых свидетелей тех далеких дней. И даю им возможность рассказать людям, выросшим в мирное время, о том, что и как было на самом деле 60 лет назад.

Уверен, та часть молодежи, которая слушает на "Маяке" нашу программу, обретает способность гордиться и своим дедом-прадедом, и своей бабкой-прабабкой, и русским народом в целом.

- Трудоемкий это процесс - исследовать историю войны?

- Каждый день перелистываю старые сводки Совинформбюро (их половину растеряли), копаюсь в звуковых архивах, консультируюсь с историками. Многим имеющимся исследованиям о Великой Отечественной не всегда можно доверять. К примеру, в иных из них о трагедии Вязьмы - одной строкой, а это девять окруженных армий и миллион человек. Почти 700 тысяч попали в плен, а к весне 1942 года из них остались в живых всего около 100 тысяч. Начальник генерального штаба германских сухопутных войск Гальдер в своем дневнике писал: "Воюем, как по учебникам - окружили советские войска всего за 5 дней". Самое страшное, что через несколько месяцев в этом же месте - второй котел. Второй раз на одни и те же грабли наступили. В наших программах участвовали редкие счастливчики, вырвавшиеся тогда из этого ада. Среди них хорошо всем известный писатель, киносценарист Борис Васильев. Вот почему так достоверны его "Офицеры", "А зори здесь тихие┘"

Самое обидное, что немцы многому научились у нас. Это и танковый генерал Гудериан (он взял на вооружение доктрину маршала Тухачевского), это и фельдмаршал фон Манштейн. Это он брал Крым и Севастополь. И воздушный десант немцы позаимствовали на учениях у расстрелянного "врага народа" Уборевича. К сожалению, нашим солдатам было запрещено вести дневники. Ужасно жаль... Вот немцы вели, а нашим нельзя было! Приказ командования... Даже Константин Симонов по возвращении с фронта сдавал свои записи главному редактору "Красной звезды" Давиду Ортенбергу. Значит, те, кто запретил, боялись, что правда выйдет наружу. Об истории вообще рассказывать непросто. Особенно психологически: представьте, каждый день говорить о трагедиях войны независимо от того, хорошее у тебя настроение или нет.

- В этом году 9 мая вы снова вели по "Маяку" репортаж с праздничного парада Победы. Вам не надоело делать это почти тридцать лет подряд?

- У каждого есть свое ремесло. К тому же рассказ о параде - это всегда особенный репортаж. И, представьте, всякий раз по-своему новый. Ведь парадные "коробочки" академий, училищ, частей и соединений идут по 35-40 секунд, и за это время надо рассказать о марширующих как можно больше и только самое главное, самое интересное.

Но между тем текст для парадов всегда пишу заранее. Стараюсь загодя разыскать что-нибудь новенькое для людей. Сам печатаю по 200 страниц! А потом устраиваю репетиции. Потому что я должен все выверить до секунды, как на параде. И успеть при этом передать атмосферу, царящую здесь, в центре столицы.

Да и потом... как объяснить... Все-таки у нас 60 миллионов человек находятся за чертой бедности, в основном это старые люди. Не могут они уже выехать на свой главный праздник. Поэтому они включают приемник, долгие годы настроенный на "Маяк", и слышат до боли знакомое: "Внимание! Говорит Москва!" Если какой-нибудь пожилой человек с медалями и орденами смахнет слезу и выпьет стакан за Победу, значит, я в этой жизни что-то правильно сделал...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1499
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1706
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1812
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4141

Другие новости