0
1355
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

08.08.2003 00:00:00

Памяти Константина Шевелева

Тэги: Шевелев, ученый, убийство, память


25 ИЮЛЯ в Москве произошло убийство. На Хорошевском шоссе. Человека сбили (или избили) насмерть подонки, а затем бросили его, истекающего кровью, в траве, на обочине.

Его звали Константин Васильевич Шевелев. Он не был ни политиком, ни бизнесменом, ни мафиози. Он был ученым. Историком-китаистом. Наиболее выдающимся из всех, с кем я был знаком. Смерть любого человека - тяжелый удар для его родных и близких. Но смерть Шевелева - невосполнимый урон и для мирового китаеведения. Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока Российской академии наук, специалист, обладавший поистине энциклопедическими познаниями, оказался жертвой подлых убийц. Ему было всего 56 лет.

Мы познакомились в 1977 г. Он уже тогда был достаточно хорошо известен своими трудами по истории советско-китайских отношений. Его работы поражали и поражают необычайным обилием редчайшего фактического материала. Не случайно все, что выходило из-под пера Шевелева, будь то аналитические статьи или документальные публикации, сразу же переводилось в Китае. Его высоко ценили и в США, Великобритании, Голландии, Германии, Франции и на Тайване.

Его крупнейший вклад в мировую науку - издание многотомного сборника архивных документов "ВКП(б). Коминтерн и Китай" - уникальнейшего собрания, отражающего противоречивую и драматическую историю взаимоотношений Советского Союза со своим дальневосточным соседом.

Особое значение этот сборник имеет для развития военно-исторической науки: документы, представленные в нем, проливают свет на работу многих советских советников в Китае. Они также показывают, насколько велик был вклад СССР в организацию вооруженной борьбы китайского народа. Сам Шевелев называл этот труд "нетленкой" и был абсолютно прав. Не случайно эта работа вышла в свет сразу в трех странах: России, Германии и Китае и на Тайване.

Без знания его трудов - а их насчитывается около ста - невозможно понять новейшую историю Китая. Огромное культурологическое значение имеют его исследования творчества таких китайских мыслителей, как Чэнь Дусю и Ли Дачжао, стоявших у истоков китайского социализма. Неоспоримую научную ценность представляет и его монография, посвященная проблемам формирования Коммунистической партии Китая.

Его одаренность поражала и восхищала. А безграничная щедрость, с которой он делился своими знаниями, вызывала глубочайшее уважение. Высокоинтеллигентный, по-детски наивный и в то же время удивительно целеустремленный - таким я его помню.

Бандитский беспредел угрожает самому существованию нашего народа. Сегодня убили моего друга. Завтра могут убить вашего. Кто же положит конец разгулу преступности?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1000
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
856
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
786
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
506

Другие новости