25 ИЮЛЯ в Москве произошло убийство. На Хорошевском шоссе. Человека сбили (или избили) насмерть подонки, а затем бросили его, истекающего кровью, в траве, на обочине.
Его звали Константин Васильевич Шевелев. Он не был ни политиком, ни бизнесменом, ни мафиози. Он был ученым. Историком-китаистом. Наиболее выдающимся из всех, с кем я был знаком. Смерть любого человека - тяжелый удар для его родных и близких. Но смерть Шевелева - невосполнимый урон и для мирового китаеведения. Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока Российской академии наук, специалист, обладавший поистине энциклопедическими познаниями, оказался жертвой подлых убийц. Ему было всего 56 лет.
Мы познакомились в 1977 г. Он уже тогда был достаточно хорошо известен своими трудами по истории советско-китайских отношений. Его работы поражали и поражают необычайным обилием редчайшего фактического материала. Не случайно все, что выходило из-под пера Шевелева, будь то аналитические статьи или документальные публикации, сразу же переводилось в Китае. Его высоко ценили и в США, Великобритании, Голландии, Германии, Франции и на Тайване.
Его крупнейший вклад в мировую науку - издание многотомного сборника архивных документов "ВКП(б). Коминтерн и Китай" - уникальнейшего собрания, отражающего противоречивую и драматическую историю взаимоотношений Советского Союза со своим дальневосточным соседом.
Особое значение этот сборник имеет для развития военно-исторической науки: документы, представленные в нем, проливают свет на работу многих советских советников в Китае. Они также показывают, насколько велик был вклад СССР в организацию вооруженной борьбы китайского народа. Сам Шевелев называл этот труд "нетленкой" и был абсолютно прав. Не случайно эта работа вышла в свет сразу в трех странах: России, Германии и Китае и на Тайване.
Без знания его трудов - а их насчитывается около ста - невозможно понять новейшую историю Китая. Огромное культурологическое значение имеют его исследования творчества таких китайских мыслителей, как Чэнь Дусю и Ли Дачжао, стоявших у истоков китайского социализма. Неоспоримую научную ценность представляет и его монография, посвященная проблемам формирования Коммунистической партии Китая.
Его одаренность поражала и восхищала. А безграничная щедрость, с которой он делился своими знаниями, вызывала глубочайшее уважение. Высокоинтеллигентный, по-детски наивный и в то же время удивительно целеустремленный - таким я его помню.
Бандитский беспредел угрожает самому существованию нашего народа. Сегодня убили моего друга. Завтра могут убить вашего. Кто же положит конец разгулу преступности?