ВО МНОГИХ видах человеческой деятельности бывает очень трудно найти какие-то обобщающие, комплексные показатели, которые бы позволили "измерить качество" в цифрах. Не исключение и военное дело - как в самом деле можно вычислить подготовленность солдат и квалификацию штабов, качество вооружений и умение применить его в бою, упорство противника и работу разведки?
Отнюдь не претендуя на новое слово в военной науке, предлагаю в качестве такого комплексного "показателя качества" использовать соотношение потерь противоборствующих сторон. Не темп наступления, не количество разгромленных вражеских дивизий, не перечень захваченных (освобожденных) городов, а ту цену, которую уплатила та или иная армия за свои успехи. Надеюсь, читатели "НВО" согласятся, что в таком подходе есть, по крайней мере, большая доля здравого смысла...
...Говорят, что наши маршалы людей не жалели, и все их полководческое искусство сводилось к тому, чтобы "завалить врага трупами". Говорят, что американцы с англичанами людей берегли и все делали одной только техникой да бомбежками. Бесспорно, союзники воевали по-другому. Никто не закрывал своим телом амбразуры дотов, никому из многих тысяч американских летчиков и в голову не пришло совершить воздушный таран, никто из командиров не гнал штрафников на минные поля. Способы ведения боевых действий, несомненно, были разными.
Но речь не о способах, а о результатах. А они шокируют.
Вся кампания союзников по освобождению (оккупации) Западной Германии - от выхода к границам рейха в сентябре 1944 г. и до "встречи на Эльбе" в апреле 1945 г. - по пространственному размаху, по численности противостоящей группировки противника, по глубине наступления соответствует одной только Висло-Одерской операции Красной Армии. Сомневающиеся в этом могут взглянуть на карту или почитать труды Типпельскирха, Фуллера, Гудериана, Гарта, Тейлора... Общий урон союзников за тот период составил 500 тыс. человек, а наши "безжалостные" военачальники потеряли в грандиозном наступлении от Вислы до Одера 193 тыс. солдат и офицеров убитыми и ранеными. В 2,5 раза меньше!
Только американцы (без англичан и канадцев) лишились убитыми и ранеными на европейском ТВД 766 тыс. бойцов. По странному совпадению, эта цифра в точности равна числу общих потерь Красной Армии в самой кровопролитной операции 1944 г. - Белорусской. И это при том, что в Белоруссии была разгромлена такая группировка вермахта (63 дивизии и 3 бригады), с какой англо-американцы никогда на полях сражений не встречались (в Северной Франции летом 1944 г. Гитлер держал всего 35 дивизий). Не забудем и того, что немецкие солдаты гораздо охотнее бросали оружие и сдавались в плен на Западном фронте, нежели на Восточном.
Все эти цифры настолько не укладываются в рамки наших привычных представлений о войне на западе Европы ("легкая прогулка", "немцы с ними толком и не воевали"), что даже поверить в них трудно. В голову сразу же приходят "спасительные" догадки: наверное, изнеженные англосаксы всякую царапину за ранение считали, вот откуда и появились данные об огромных общих потерях.
Увы, все было гораздо трагичней.
На Европейском ТВД от высадки в Нормандии 6 июня 1944 г. до 31 января 1945 г. пали в боях 76 тыс. американцев. Наших военнослужащих в ходе Висло-Одерской операции погибло меньше - 43 тыс. Однако всего США потеряли убитыми в войне с Германией и ее союзниками более 170 тыс. человек, а общий урон вооруженных сил США (армия, авиация, флот) во Второй мировой войне - 265 тыс. погибших, 651 тыс. раненых; 29 465 человек навсегда остались пропавшими без вести (т.е. фактически они погибли).
Британская империя потеряла на всех фронтах в 1939-1945 гг. 326 тыс. человек убитыми. Но при этом на Европейском ТВД и только с сентября 1943 г. по январь 1945 г. (при освобождении Италии, Франции, Бельгии) отдали жизнь 124 тыс. подданных его величества.
О чем же свидетельствуют эти данные? Да о том, что побеждать "малой кровью" вермахт не удавалось никому. Безвозвратные потери, понесенные союзниками при освобождении Западной Европы, выражаются цифрами одного порядка, одного масштаба с цифрами безвозвратных потерь Красной Армии в ее грандиозных наступательных операциях лета 1944 г.
Миллионы военнослужащих союзников уцелели благодаря не своим генералам, а красноармейцам, которые в тяжелейших сражениях 1943-1944 гг. перемололи большую и лучшую часть германских соединений. После этого англо-американцам осталось только добить уцелевших. Но и при этом "добивании" были убиты сотни тысяч солдат. И нет ровным счетом никаких разумных оснований предполагать, что Монтгомери, Паттон, Эйзенхауэр - если бы от них потребовали провести наступление такого размаха, какое вела Красная Армия на фронте от Балтики до Дуная, - положили бы солдат меньше, чем Баграмян, Рокоссовский, Черняховский, Конев...