0
3267
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

19.12.2003 00:00:00

Секс - тоже оружие

Тэги: секс, оружие, эротика, войны


ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ - один из самых сильных мотиваторов людского поведения - военные специалисты использовали в ходе различных военных конфликтов. Как эффективное средство морально-психологического воздействия, оно являлось составной частью стратегии психологических операций.

НЕМЕЦКАЯ ПРОПАГАНДА

Наиболее широко пропагандистские материалы с использованием сексуальной тематики применялись в ходе Второй мировой войны. При этом одними из первых листовки эротического содержания применили немцы. Германские пропагандисты попытались посеять разногласия между американскими, французскими и британскими войсками, солдатами и гражданскими "слабаками", оставшимися дома, манипулировали религиозными и расовыми особенностями объектов воздействия. Зимой 1939-1940 гг. геббельсовская пропаганда активно использовала тот факт, что британские войска располагались далеко от линии фронта на франко-бельгийской границе. На немецких листовках того периода часто изображали пьяных британских военных, живущих в спокойствии, совращающих жен и дочерей французских солдат. На оборотах листовок немцы печатали: "В то время как вы находитесь на передовой, британцы делают это с вашими женами". При этом немецкая радиопропаганда всеми средствами распространяла информацию о том, что британские войска не были на линии Мажино, а вместо этого развлекались в Париже с французскими женщинами.

Уже в конце войны немецкими пропагандистами была выполнена антиамериканская листовка на эту же тематику, предназначенная для британских войск и изображающая американского солдата, обнимающего британскую девушку. Подпись под рисунком: "В самом деле, забавная война для американцев".

В попытке укрепить антибольшевистские настроения нацистской пропагандой были подготовлены листовки для военнослужащих и населения Польши. Однако, по оценкам самих немецких экспертов, их эффективность была невысока. Убедить поляков в том, что русские представляли собой большую опасность, чем немцы, германской пропаганде не удалось.

Немцы в годы войны чаще, чем кто-либо, использовали двусторонние листовки на близкую для объекта воздействия тематику. Так, одна из серий листовок на американские войска была выполнена в виде обложки журнала "Лайф". На лицевой ее стороне были изображены обнаженные женщины в различных ракурсах, а на обороте - заголовок "Смерть" и изображение черепа в каске. На одной стороне стояли даты "ноябрь 1944 года", в то время как даты на другой стороне "Черный день 1944 года". В зависимости об объекта воздействия, девушка изображалась в американском или британском шлемах.

Германские пропагандисты активно разжигали антисемитские настроения среди войск союзников. На одной из листовок, которая была распространена в начале войны, изображена обнаженная блондинка в британской армейской каске перед зеркалом, держащая журнал "Тайм". Ее отражение в зеркале представлено на листовке в виде темноволосой, на вид еврейской женщины, со зловещей ухмылкой на лице. В ее руке зеркальное изображение журнала "Тайм" с его заголовком "Семит". Листовка имела эротический характер, но содержала намек на то, что британцы воевали за евреев. Примечательно, что она была выполнена в виде пазлов из 18 частей и распространялась в конверте. Нашедший складывал пазлы и получал общую картину. Эти же листовки в 1940 г. почтой отправлялись и в США через Японию еще до официального вступления Америки в войну.

Кроме того, в годы войны немецкая пропаганда выпустила серию из четырех антисемитских листовок на сексуальную тему под названием "Девушка, которую вы оставили дома". Подобно многосерийному фильму, в этих листовках рассказывалась история про легендарного Сэма Леви - еврея, который разбогател на военном бизнесе, вольготно жил и ухаживал за американскими женщинами, в то время как их друзья воевали на фронте.

Одной из задач немецкой пропаганды являлось ослабление эмоционально-волевой стойкости солдат противника, в том числе путем формирования у них неуверенности в правильности своего поведения, сделанного выбора. Средством достижения этой цели стала серия из трех листовок, которая называлась "Солдаты домашнего фронта". Сюжет серии заключался в том, что в то время как одни молодые американцы страдали и умирали на передовой, другие - наслаждались жизнью дома.

ЯПОНСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ ПРОПАГАНДА

Материалы на сексуальную тематику готовила и японская пропаганда, пытаясь внести раскол в союзнические силы, защищающие Австралию. Много листовок было подготовлено и распространено на австралийские войска, воевавшие в джунглях Новой Гвинеи.

Наиболее тенденциозными в ходе Второй мировой войны стали сексуальные листовки, выпущенные силами психологических операций США. Официально американцы отрицали факт выпуска материалов пропагандистского воздействия на эротическую тематику. Это всегда было против официальной стратегии военного руководства США. Однако более чем через 30 лет, когда секретный архив Управления стратегических служб США времен Второй мировой войны стал достоянием общественности, появилось подтверждение, что управление было вовлечено в "черную" пропаганду, в том числе и распространение листовок эротического содержания. Из документов архива следует, что до мая 1945 г. было распространено около 79 000 экземпляров "сексуальных листовок", из них 16 000 - в Алжире, 3800 - в Бари, 41 500 - в Бриндиси, 500 - в Северной Италии, 3600 - во Франции и 13 500 в различных специальных миссиях. Листовки выполнены с таким расчетом, что их авторство можно было приписать антифашистскому движению Германии.

Одной из составных частей американской пропагандистской операции заключительного периода войны "Последний отчет" явилось распространение целой серии листовок на сексуальную тематику под названием "Сексуальные открытки и конверты". Было распространено около 70 000 комплектов листовок, из которых более 65 000 в Северной Италии, 350 - во Франции, и более 3100 - в некоторых других регионах. При этом американские пропагандисты прибегли к достаточно "жесткой" порнографии, изображающей самые отчужденные, дегуманизированные, социально или морально осуждаемые формы сексуальности: гомосексуализм, скотоложество, лесбиянство и педофилию.

На рыжеватого цвета упаковочном конверте комплекта готическим шрифтом были выведены слова из старой немецкой песни: "Мы снова встретимся дома". Ниже заголовка была подпись: "Шесть картинок". Далее красным цветом выведены надписи: "Только для мужчин" и "Только для совершеннолетних". Каждая листовка, содержащаяся в конверте, представляет собой черно-белый рисунок со стихами на "раннем" немецком языке, распространенном до середины 1930-х годов.

Две листовки этой серии посвящены юношеской нацистской организации "Гитлерюгенд" и называются "Над вашим мальчиком также надругаются". Листовки были нацелены на то, чтобы убедить немцев, что их дети подвергались насилию со стороны нацистов в то время, как помимо нравственных барьеров в фашистской Германии существовало уголовное преследование за гомосексуализм.

Целью распространения "6 картинок" американские специалисты считали стимулирование роста антивоенных и антигитлеровских настроений в Германии.

На вооруженные силы Японии подразделением психологической войны Тихоокеанского флота США также была выпущена, по крайней мере, одна эротическая листовка. Она представляет собой фотографию обнаженной японской женщины, сидящей в плетеном кресле. На обороте листовки помещен текст, в котором рассказывалось о женах японских солдат, из-за нищеты вынужденных заниматься проституцией. Там же содержался призыв к солдатам прекратить сопротивление и возвращаться к семьям.

ОБРАТНЫЙ ЭФФЕКТ

Листовки эротического содержания выпускались и при последующих войнах и конфликтах. В ходе войны в Корее американцами была выпущена листовка в китайском и корейском вариантах, изображающая русских солдат, насилующих корейских и китайских женщин. Текст призывал китайских солдат к прекращению сопротивления и возвращению на родину: "Защитите ваши дома и вашу страну". Группой психологических операций была выпущена листовка, на которой изображена привлекательная вьетнамская девушка в купальнике с заголовком: "Не отказывай себе в праве быть мужчиной". На обороте помещен текст: "Единственная ценность для вас сейчас - это надежда на то, что вы останетесь живы после устрашающих атак вьетконговцев. Не отказывайте себе в праве быть мужчиной. Вернитесь к счастливой жизни и личной свободе. Объединение свободных сил правительства Вьетнама".

Однако, распространяя подобные материалы во Вьетнаме, американцы не учитывали, что чем сложнее культура, тем больше выражены в ней ограничительные установки по отношению к публичным проявлениям сексуальности. Восприятие большинством людей тех или иных материалов, как порнографических или непорнографических, зависит не от эстетических достоинств самих материалов, а от того, насколько сильно они расходятся с представлениями самого объекта воздействия о дозволенном и недозволенном. Приемлемые для западных стандартов, такие листовки только раздражали уравновешенных и консервативных вьетнамцев, которые рассматривали использование эротики как признак моральной распущенности и низости капиталистического общества. Поэтому впоследствии при использовании материалов психологического воздействия на сексуальную тематику американские специалисты ограничивались изображением молодых женщин, одетых во вьетнамскую национальную одежду и избегали использования изображений обнаженных красоток. Такую же ошибку американцы совершили в 1981 г. при распространении листовок на вооруженные силы Северной Кореи.

Таким образом, использование сексуальной тематики в попытке деморализовать противника не всегда приводит к успеху, а иногда производит противоположный эффект. В то же самое время правильное применение таких методик, учет при этом социальных, культурных, этических, религиозных и других факторов могут стать чрезвычайно эффективным средством в руках технологов психологического противодействия. "Половая мораль" всегда принадлежала к числу наиболее традиционных элементов культуры, поэтому ее изменение воспринимается болезненно. Лозунги защиты семьи и нравственности всегда находят у объекта воздействия живой отклик. Играя на сексуальных страхах и предрассудках людей, легче всего скомпрометировать своих политических и военных противников. Поэтому специалисты психологической борьбы ведущих стран мира не собираются полностью отказываться от этих методик.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1482
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1690
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1794
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4115

Другие новости