В сентябре 1941 года по приказу # 23 Верховного главнокомандующего Сталина в Армении был сформирован 21-й отдельный учебный танковый полк (ОУТП). Вскоре его перевели в Пятигорск. Почти весь период существования полка, до упразднения после войны в 1947 году, им командовал участник Гражданской войны, уже прошедший через фронт Великой Отечественной и тяжело там раненный, полковник Петр Шемякин (1901-1971 годы).
Часть напрямую подчинялась Ставке ВГК. 21-й ОУТП принимал доставленные с передовой подбитые танки и ремонтировал их. Восстановленные бронированные машины, преимущественно Т-34, оснащались радиоаппаратурой и новым вооружением. Прибывали в полк и танкисты из разбитых в боях частей и соединений: вшивые, грязные, в потрепанной форме, с тусклым взором. Они проходили дезинфекцию, мылись в бане, переодевались в чистую форму. Затем начиналась переподготовка. Каждые 3-4 месяца на фронт отправлялись эшелоны с танковыми экипажами, отремонтированными или новыми "тридцатьчетверками".
Всего за годы войны 21-й ОУТП дал действующей армии 12 тыс. танковых экипажей, а еще, кроме того, - отдельно - большое число механиков-водителей и стрелков-радистов, подготовил около 1000 шоферов-женщин и 2 тыс. санитарок. По приказу Верховного главнокомандования из состава обученных экипажей и отремонтированных танков полк сформировал несколько новых боеспособных частей. Среди питомцев 21-го ОУТП, который был прозван "Шемякинской академией", 53 полных кавалера ордена Славы и около 100 Героев Советского Союза. И этот вклад в Победу можно смело назвать настоящим подвигом.
В полк приходило множество писем от его воспитанников. Вот одно из них - от лечившейся в госпитале Антонины Каленюк (пусть не удивляются молодые читатели "НВО": в те годы в составе экипажей стрелками-радистами были и женщины).
"13 августа 1944 года мы с машинами уехали в действующую армию. Попали в очень хорошую гвардейскую часть. Сначала меня опасались брать в бой, потом примирились и поражались моим поведением в бою. 18 числа из своего орудия я подбила один "фердинанд" и подавила противотанковую пушку. 19 числа я подбила еще один "фердинанд". В азарте наш взвод вырвался вперед и оказался в тылу врага┘ В нашу машину попало 6 болванок┘ Врачи говорят, что через 3-4 месяца буду совсем здорова. Если врага не добьют, снова пойду на фронт..."
Где вы теперь, дорогая Антонина Михайловна? Если живы, пожалуйста, отзовитесь. Вас многие годы разыскивает Совет ветеранов-шемякинцев...
Но учебный танковый полк совершил еще один подвиг, только не ратный, а мирный, нравственный. Начальник Пятигорского гарнизона полковник Шемякин думал и о неустроенных детях войны, оказавшихся или без родителей, или в обездоленных семьях. Он сознавал, что если таким ребятам не оказать своевременную помощь, многих из них ожидает печальная участь. И Петр Степанович принимает мудрое решение - создать в 21-м ОУТП отряд воспитанников - сынов полка. Оказался в том отряде и автор этих строк...
Недавно я получил послание. Поступило оно, правда, на адрес, где я не проживаю уже 21 год, но благодаря удивительной ответственности простых граждан все же до меня добралось. От имени начальника Генерального штаба Юрия Балуевского начальник Архивной службы С.Ильенков в очередной раз разъяснил мне, что к действующей армии относятся части, "которые выполняли задачи по обеспечению боевой деятельности войск в пределах тыловых границ действовавших общевойсковых фронтов".
Следовательно, по определению Генштаба, 21-й ОУТП, не попавший в тыловые границы фронтов, задачи по обеспечению боевой деятельности войск не выполнял. В отличие от многотысячных интендантских звеньев и иных структур, которые постоянно находились в пределах тыловых границ (а это до 100 и более километров), никогда, что называется, не нюхали пороха, а занимались, к примеру, трофеями и тем не менее были автоматически причислены к действующей армии.
Между прочим, в конце войны в пределы тыловых границ фронтов были направлены досрочно освобожденные зэки, включая и уголовников, для выполнения разных "черных" работ, в частности погребения трупов. Все они получили права полноправных участников Великой Отечественной.
Зато до сих пор нет в известном и почетном перечне Генерального штаба # 14 21-го ОУТП. Или его попросту забыли туда включить?