0
3738
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

08.07.2005 00:00:00

Боевой летчик, ученый, публицист

Игорь Семенченко

Об авторе: Игорь Геннадьевич Семенченко - генерал-майор запаса, кандидат технических наук.

Тэги: рог, биография


Валентин Рог. Этот автор хорошо известен постоянным читателям "НВО". Его материалы, посвященные вопросам военного строительства, всегда обстоятельны, содержат тщательно взвешенные суждения, обоснованные выводы и предложения. Что, впрочем, неудивительно: ведь Валентин Рог - академик РАЕН и АВН, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники России, один из крупнейших наших специалистов в области оперативного искусства, применения ВВС.

12 июля генерал-майору авиации, кавалеру многих государственных наград Валентину Рогу исполнится 83 года, но, несмотря на столь почтенный возраст, он продолжает трудится, являясь, в частности, экспертом Государственной Думы и Совета Федерации. И это, замечу, летчик-фронтовик Великой Отечественной, получивший 9 мая 1943 года тяжелое ранение в воздушном бою.

В госпитале сбитого пилота морской авиации "упаковали" в гипс - от подбородка до пяток. А через месяц, вопреки прогнозам врачей, проявив силу воли, настойчивость и упорство, Валентин Рог вернулся в строй воздушных бойцов.

Хотя именно эти качества - сила воли, настойчивость, упорство (плюс целеустремленность) - позволили крестьянскому сыну, уроженцу бывшей казацкой слободы Семеновка, что на Черниговщине, воплотить в жизнь мечту своего детства - поступить в летную школу в Николаеве. Причем отбор в нее был жестким. На 120 мест претендовали 2 тыс. молодых людей.

126 боевых вылетов совершил Валентин Рог во время Великой Отечественной войны, и в 120 из них был ведущим пары, звена и эскадрильи. Многие успешные операции он вспоминает до сих пор...

...Летом 1942 года группу летчиков морской авиации перебросили на сухопутный фронт. Там им довелось действовать несколько месяцев. В начале октября 1942 года они получили задание от командования 28-й армии разбомбить штаб рвущейся к Астрахани немецкой пехотной дивизии.

Ночной полет от Волги до Элисты проходил над лишенной всяких ориентиров голой степью, и на цель смогли выйти только два экипажа, том числе Валентина Рога. Но уже вблизи намеченного объекта самолет его напарника Иноземцева был сбит немецким ночным истребителем. Тогда Рог принял решение атаковать вражеский штаб не с расчетной высоты 2-2,5 тыс. метров, а с восьмисот. Прорвавшись сквозь плотную завесу зенитного огня и подсветив цель САБами (светящимися авиабомбами), летчик поразил ее с первого захода...

...После тяжелого ранения в мае 43-го Валентин Рог продолжал воевать на американских "Бостонах", не раз выполняя на коммуникациях между Севастополем и портами Румынии и Болгарии топмачтовые бомбометания, также называемые морскими летчиками "гробмачтовыми".

Почему? Да потому, что самолет атаковал корабль противника под прямым углом на высоте 10-15 метров (на высоте расположения топ-огней на мачтах) и на возможно максимальной скорости. Сброшенные при этом на расстоянии 200-250 метров от корабля бомбы, рикошетируя, попадали в борт. После чего в распоряжении экипажа оставалось 3-4 секунды, чтобы перепрыгнуть (в буквальном смысле этого слова) через объект удара. При этом вероятность попадания бомб в корабль составляла до 0,8 - то есть она была равнозначна вероятности попадания современной авиационной крылатой ракеты. Но зато и палили по самолетам-топмачтовикам из всех стволов - и орудийных, и пулеметных, и винтовочных, и автоматных. И даже пистолетных. Так что шансов уцелеть у экипажей было ничтожно мало.

Вот и "Бостон" Валентина Рога в каждой атаке получал значительное количество пробоин, но всегда возвращался на свою авиабазу. Тем не менее лично и в группе он потопил восемь транспортов и кораблей охранения из состава конвоев.

После окончания Великой Отечественной Валентин оканчивает с отличием Высшие офицерские классы ВМФ, командный факультет Военно-воздушной академии - опять-таки с отличием и золотой медалью. Проходит службу в Крыму, Казахстане, на Балтике. 21 год отдает работе в Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина (1953-1974) и 14 лет - в Военной академии Генерального штаба (1974-1988) В 1956 году защищена кандидатская диссертация, через 11 лет - докторская.

Монография Валентина Рога "Разгром авианосных группировок противника на океанских ТВД силами Дальней авиации и авиации флотов" (1966 год) была положена в основу применения ДА. Им написано более 200 научных трудов, подавляющая их часть была реализована на практике или реализуется сегодня. За главу "Завоевание господства в воздухе" в капитальном труде "Фронтовые операции в современной войне" (1989 год) он удостаивается премии имени Фрунзе.

Генерал Рог непосредственно участвовал в разработке законопроектов "О государственном регулировании обеспечения безопасности полетов авиации Российской Федерации", "Об аэродромной сети и аэропортах Российской Федерации". "Об авиационном лизинге", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации РФ".

Биография Валентина Рога - пример служения Отечеству. Пожелаем же ему еще многих лет жизни, отсутствия всяческих недугов и дальнейшей плодотворной работы на благо укрепления обороны страны!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2746
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3291
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2417
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4277

Другие новости