Легендарный истребитель ленд-лиза P-39Q 'Аэрокобра'.
Фото Александра Поздеева
Всего шесть часов полета, и авиалайнер Ту-154 доставил из Москвы в столицу Республики Саха (Якутия) весьма представительную делегацию, включающую активистов Российского комитета ветеранов войны и военной службы, артистов, журналистов. С борта воздушного корабля все они сразу, как говорится, попадают на настоящий "бал" - праздник в честь торжественного открытия Регионального центра авиации общего назначения "Аляска - Сибирь" (РЦ АОН).
Это мероприятие не случайно было приурочено к 60-летию окончания Второй мировой войны. Ведь именно из Якутска улетали на Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточные фронты в 1945-м громить Квантунскую армию Японии экипажи самолетов знаменитой 1-й Краснознаменной Перегоночной авиационной дивизии (КПад), базировавшейся в этих местах. Благодарные якутяне свято чтят память о тех далеких событиях. Усилиями поисковиков и специалистов АТБ компании "Якутия", отметившей недавно 80-летие местной авиации, в районе республиканского аэропорта, у здания местной средней школы, в ноябре 2002 года был установлен на постаменте на вечную стоянку легендарный истребитель Белл Р-39Q "Аэрокобра". Его собрали по кусочкам из обломков некогда разбившейся в тайге машины майора Павла Морозова. А на соседних плитах высекли имена и фамилии всех 115 летчиков и техников, погибших при перегонке ленд-лизовских самолетов из США на советско-германский фронт в 1942-1945 годах.
АМЕРИКА - СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ
Авиатрасса Аляска-Сибирь, или Алсиб, как окрестил ее президент Соединенных Штатов Франклин Рузвельт, была создана по решению Государственного комитета обороны СССР в октябре 1941 года. Истребители и бомбардировщики с американских авиационных заводов доставляли через Канаду на Аляску экипажи пилотов 7-й Перегоночной группы ВВС США. В Фербенксе, на авиабазе Лэдд-филд машины поступали специалистам военной приемки ВВС Красной армии, а они передавали их личному составу 1-й КПад, штаб которой находился в Якутске.
Эстафетным методом каждый из восьми полков дивизии перегонял ленд-лизовские самолеты в зоне своей ответственности до конечного пункта назначения. В Красноярске крылатые машины уже ждали фронтовые перегоночные авиаполки или железнодорожные платформы. Такими нелегкими дорогами боевая техника попадала на запад, на советско-германский фронт. Первые же бомбардировщики А-20 "Бостон" привели пилоты 1-й дивизии, которой длительное время командовал легендарный полярный летчик, Герой Советского Союза, генерал-майор Илья Мазурук, прямо на Сталинградский фронт в ноябре 1942 года.
Летая в тяжелейших условиях Крайнего Севера, при отсутствии оборудованных радиолокационных постов, над тундрой и бескрайней тайгой, когда зимой мороз достигал порой 70 градусов по Цельсию, советские и американские авиаторы творили настоящие чудеса мужества и отваги. 133 машины и почти столько же пилотов потеряли ВВС США на своем участке трассы перегонки, прозванном ими Алканом (Аляска-Канада). 44 самолета составили потери 1-й КПад. Места катастроф некоторых из них до сих пор неизвестны.
Чтобы подчеркнуть вклад алсибовцев в достижение Великой Победы, обратимся к статистике. Всего за годы войны СССР получил от союзников по антигитлеровской коалиции 18 763 самолета 20 типов (в том числе 14 535 - американских 14 типов). Около 8 тыс., или более 40%, машин 9 типов были доставлены в нашу страну по Алсибу. Они поступили на вооружение 250 полков ВВС РККА, авиации ВМФ, ПВО, дальнего действия и ГВФ.
Необходимо отметить, что из 100 результативнейших советских асов (одержавших по 24 и более побед в воздушных боях) 31 в разное время воевал на американских истребителях (еще 7 - на английских). А из числа отечественных летчиков, добившихся 15 и более побед (601 человек), на ленд-лизовских самолетах сражались 138. Среди 62 советских пилотов - дважды Героев Советского Союза - 19 в разное время воевали на американских истребителях и бомбардировщиках (еще 3 - на английских машинах). А если из общего количества вычесть пилотов-штурмовиков (в нашу штурмовую авиацию самолеты союзников не поставлялись) - 21 человек, то практически 50% оставшихся авиаторов - двукратных кавалеров Золотой Звезды сражались на ленд-лизовских машинах.
Надо помнить также, что беззаветно служили на трассе Алсиба не только летчики. Свою неоценимую лепту в ее развитие внесли техники и механики, специалисты аэродромных служб и, конечно же, строители. К концу войны благодаря их усилиям в районах Сибири и Дальнего Востока уже работала воздушная магистраль Красноярск-Якутск-Уэлькаль общей протяженностью более 14 тыс. км. Она включала 5 воздушных авиатрасс, 30 аэродромов, в том числе 26 вновь построенных. Именно на этой мощной базе и развивалась в послевоенное время и вся местная, и военная авиация.
ЗА ВЫСОТОЮ ВЫСОТА
Во время открытия РЦ АОН "Аляска-Сибирь" состоялась презентация нового фотоальбома якутского историка, более двух десятков лет отдавшего исследованию героического пути авиации региона, заслуженного работника культуры республики, кандидата исторических наук Ивана Негенбли "Аляска-Сибирь: Над тундрой и тайгой". Перу Ивана Ефимовича принадлежат 20 книг, изданных не только в России, но и в США. Не случайно коллеги в знак уважения избрали его заместителем генерального директора - ответственным секретарем недавно созданного Центра.
Апофеозом праздника стали красные воздушные шары, выпущенные в небо в честь Героя Советского Союза Марины Попович, председателя секции Алсиба Российского комитета ветеранов войны и военной службы Виктора Перова и других заслуженных фронтовиков, выступления артистов эстрады. Здесь следует подчеркнуть, что руководством РЦ АОН делается многое для патриотического воспитания молодежи на примерах подвигов авиаторов-алсибовцев.
Вообще же планов у Владимира Кобзева и его коллег немало. "Центр,- рассказал он, - задумывался нами прежде всего для того, чтобы на основе традиций легендарной воздушной трассы развивать в наших местах авиацию общего назначения, участвовать в профессиональном ориентировании подростков на авиационно-техническом направлении и готовить пилотов-любителей".
Как это ни прискорбно отметить, за последние 10-15 лет по причине износа материальной части резко количественно снизился авиапарк самолетов и вертолетов гражданской авиации не только в Якутии, но и в Красноярском крае, постарела действующая авиатехника, что стало небезопасно для полетов. Заметно возросли расходы на авиатопливо, обслуживание и содержание аэродромов. При этом в отсутствие развитой инфраструктуры железных и автомобильных дорог основным видом транспорта для жителей отдаленных населенных пунктов Крайнего Севера остается авиация. Ее использование является жизненно важной необходимостью, например для Центра медицины катастроф и Центра Спид Минздрава (экстренная помощь населению), МЧС (помощь при наводнениях и ледоходах), Лесавиаохраны, МВД, Министерства природных ресурсов и других ведомств республики.
Спасти положение, со слов заместителя генерального директора АК "Якутия" по летной подготовке Сергея Файбушевича, может создание условий для развития в регионе малой авиации. Именно она является менее капиталоемкой и затратной. Самолеты с одним и двумя двигателями, взлетным весом менее 5 тонн привлекают своей надежностью и относительно небольшой стоимостью летного часа. В этом направлении и будет работать РЦ АОН "Аляска-Сибирь". Не случайно его перспективный план деятельности на 1-м Международном салоне инноваций и инвестиций на ВВЦ в Москве был удостоен золотой медали.
С другой стороны, при отсутствии в регионе достаточного количества воинских частей Минобороны и других силовых ведомств, по мнению руководства Центра, основную нагрузку по взаимодействию с молодежными общественными и неформальными объединениями в плане реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" обязаны взять на себя местные авиаторы. Оторвать детей и подростков от пагубного влияния улицы, наркомании и преступности - долг алсибовцев. В этой связи Владимир Кобзев уже сплотил вокруг себя молодежь из федераций велоспорта Якутии и байкеров ("Северное братство"), Центра внешкольной работы "Росток".
На базе последнего в поселке Жатай с помощью местных властей и энтузиастов создан авиаклуб, где занимаются юные пилоты, дельтапланеристы и парашютисты. На базе АСК "РОСТО" на аэродроме "Покровское" совместно с ОВД Якутска была организована работа и с 400 трудными подростками. Здесь 15-летние мальчишки и девчонки осваивают азы парашютного дела с куполами Д-5 и З-5. Приоритетным направлением деятельности РЦ АОН станет и поисковая работа на легендарной авиатрассе. Благо подобные отряды уже эффективно действуют не только в республике, но и в Иркутске, Магадане и Красноярске.
Поделиться своими планами, опытом работы актив центра намерен и со своими американскими партнерами. Ведь воздушный мост дружбы и сотрудничества между народами наших стран, созданный нынешними ветеранами в 1942-1945 годах, не может быть не востребован молодыми. Хороший импульс этим благородным делам, как представляется, даст празднование в 2007 году 375-й годовщины вхождения Якутии в состав России.
Москва-Якутск-Москва