В марте состоялся первый показ по телеканалу «Россия» военной драмы «Первый после Бога» (режиссер Василий Чигинский, в главных ролях: Дмитрий Орлов, Владимир Гостюхин, Юрий Степанов, Виктор Сухоруков, Сергей Горобченко и др.). Представляем мнение о фильме военного журналиста-моряка.
Не скрою, лично я с особым нетерпением ожидал телевизионную премьеру очередного отечественного блокбастера. Во-первых, слишком редко у нас появляются достойные произведения о жизни и службе моряков-подводников. Во-вторых, съемки фильма проходили в гарнизоне Полярный – «колыбели» подводных сил Северного флота, где и сегодня дислоцируется одно из самых боеготовых соединений субмарин ВМФ России.
Что ж, сюжет развивается динамично, смотрится все происходящее на экране с интересом. Особенно людьми гражданскими или слишком далекими от флота. Здесь есть все, с чем может столкнуться человек и в жизни, и на войне: героизм и подлость, боль и надежда, дружба и предательство, подвиг и любовь. Готов даже лично подписаться под словами режиссера-постановщика Василия Чигинского, заявившего по поводу работы над лентой: «Было сделано все возможное и невозможное, чтобы создать реальную картину». И главный герой «Первого после Бога» капитан-лейтенант Александр Маринин (молодой актер Дмитрий Орлов) в какой-то мере порой схож со своим прототипом – капитаном 3 ранга Александром Маринеско. Однако, надо сказать прямо, на боевую работу подводников зрителю предлагается взглянуть «глазами молоденькой девчонки из офицерской столовой».
Вот почему надо только приветствовать столь быстрый «прогон» после окончания фильма списка лиц, консультировавших как сценарий, так и собственно съемки, что в памяти осталась только череда воинских званий «контр-адмирал» и «капитан 1 ранга». Очень хорошо, что военным зрителям не удалось прочесть их фамилии.
Какие же ляпсусы отмечены североморскими подводниками в процессе обсуждения после просмотра «Первого после Бога»? Вот всего лишь несколько из них.
Капитан-лейтенант Александр Маринин (а с ним и его экипаж) откровенно не любит флотскую форму (пусть и походную, пусть и на войне) и столь же откровенно не уважает своего командира бригады. А офицеры соединения, «расслабляясь» после походов «настоящей русской водкой и картами», видят в своих же матросах «негров» или «боев».
Владимир Гостюхин в роли комбрига (этот заслуженный актер действительно знает, как носить военную форму) встречает подлодку, находясь на причале в шинели, застегнутой на все пуговицы, а Маринин, спускаясь на пирс для доклада о возвращении «эски», даже не пытается последовать его примеру (к слову, и в дальнейшем в таком же расхристанном виде он разгуливает по базе – эдакий «рубаха-парень»). Очень жаль, что вышеупомянутые консультанты (или, как сказано в анонсе фильма, «старые морские волки»), подобно нынешним отдельным выпускникам военно-морских институтов, не увидели в том служебного пренебрежения, да и человеческого неуважения к своему командиру.
Не заметили они, что в подобной небрежности от Маринина не отстает и старпом «эски» (не застегивает китель при докладе о проведении тренировок в центральном посту), а также простые матросы, которые при встрече командира, прибывшего на борт вышедшей в залив подлодки, стоят на надстройке кто в чем (даже в тельняшке).
Тогда не удивительно, что не замеченным осталось курение подводников на ходу, вне зависимости от воинского звания, а также курение матросов (с неизвестного корабля) прямо на причале по соседству с перемещаемой торпедой. Как и «спецподготовка» недавнего музыканта матроса-акустика (в исполнении Виктора Сухорукова) во время той же самой тренировки прямо на ограждении прочной рубки (любопытно посмотреть, как это могло быть в реальной жизни). Да и «расслабление» офицеров в полуметре от моющих палубу столовой матросов. Эти ляпы, по-моему, уж чрезвычайно вульгарны и несостоятельны.
Совсем не верится в то, что после окончания Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе (не раньше 1939 года) Маринин, имеющий (и не скрывающий) свои «дворянские корни», довольно успешно продвинулся по служебной лестнице и стал командиром сразу средней подводной лодки. Тогда как его ровесники (с совершенно безупречной рабоче-крестьянской биографией) к этому времени в лучшем случае занимали должность командира малой подлодки или помощника командира крейсерской ПЛ, в худшем – командира боевой части средней или крейсерской субмарины.
Конечно, ясно, что фильм должен укладываться в установленные рамки времени, но уж слишком метким оказался немецкий пилот истребителя Ме-109 (отнюдь не приспособленного для противолодочной обороны конвоев), который положил авиабомбу прямо на мостик (даже получилось – в артпогреб) подлодки капитана 3 ранга Галиева (актер Сергей Горобченко).
Между тем Вторая мировая война показала, что попасть единственной бомбой прямо в субмарину даже обученному авиаштурману (совсем не летчику, у которого другие обязанности) специально предназначенного для выполнения задач ПЛО самолета – архисложно. А падение глубинной бомбы с ошибкой в 5–10 м – уже не смертельно для подводного корабля.
Компьютерной графикой фильма занималась видео-студия «Муха». И вновь все отменно и красиво, но как консультанты не обратили внимание на то, что немецкий «Аттила» с первых минут встречи выглядит линейным кораблем с «безумным экипажем» (иначе, зачем включать мощный прожектор прямо в базе), а совсем небольшим транспортом или лайнером. Однако, как его ни классифицируй, а, судя по внешнему виду, потопить подобное судно всего двумя торпедами – почти невероятный случай.
Теперь – о самой атаке. Шумы кораблей противника были обнаружены по пеленгу 85 градусов. Видимо, чтобы сосем не слышать врага Маринин по докладу штурмана приказал повернуть на курс 270 градусов для всплытия на перископную глубину (то есть на курс совершенно противоположный пеленгу обнаружения). Для чего? Сложно сказать. Столь же сложно сказать, почему всю торпедную атаку Маринин удерживал врага в кормовом секторе, а стрельбу произвел из носовых торпедных аппаратов (курс подлодки 327 градусов, а пеленг на противника где-то в районе – 137 градусов).
Борьбу с пожаром в 4-м отсеке и появление над подлодкой, почти накрытой прямыми попаданиями артиллерийских снарядов с эсминцев (иначе как объяснить взрывы на ее корпусе) двух союзных истребителей, а затем счастливое возвращение «эски» Маринина в базу – лучше оставить без комментариев, на совести «старых морских волков».
Так что режиссеру-постановщику Василию Чигинскому, который «сидел над каждым эпизодом», стоит быть более внимательным и не столь быстро «прогонять» список военных консультантов. Недаром ведь говорят: «Страна должна знать своих героев!»