После известных трагических событий в Челябинске зимой нынешнего года российская власть наконец-то начала обращать внимание на состояние воинской дисциплины. Конечно, желательно сначала решить общие проблемы в стране, так как без этого нельзя в полной мере разобраться с проблемами частными. Но это – «долгая песня», а армия существует сейчас, и мы должны сделать все, что можем в нынешних условиях, чтобы солдатские матери не боялись, что их дети пострадают от хулиганов в погонах.
Выступая в Государственной Думе в феврале министр обороны Сергей Иванов заявил, в частности, что будут создаваться дисциплинарные суды, что он неоднократно подтвердил и впоследствии. Давно пора!
Я предложил создавать дисциплинарные суды еще в 1990 году, используя опыт деятельности полковых судов в русской императорской армии. Но лишь через 16 лет военное ведомство РФ берется за решение этого вопроса!
Напомню, что полковые суды были созданы в 1716 году Петром I, но это были обычные военные суды, которые действовали в полку и рассматривали практически все дела. С 1867 года они начали рассматривать только незначительные правонарушения, совершенные нижними чинами. Суды состояли из трех офицеров, назначаемых командиром полка. В конце XIX века полковые суды рассматривали ежегодно около 15,5 тыс. дел (при численности армии в 850 тыс. человек), что составляло около 75% всех военно-судебных дел, ими осуждалось ежегодно около 17 тыс. человек (то есть около 2% от всего личного состава). Более тяжелые преступления (примерно 25%) рассматривали военно-окружные суды.
Полковой суд мог признать солдата «штрафованным». Штрафованные продолжали служить в роте, но с определенными ограничениями по службе (лишение отпуска, не назначался старшим, лишение прибавки к жалованью, телесные наказания до отменены в 1904 году и др.). На этой стадии приговор полкового суда утверждал командир полка. Суд имел также право направить солдата в дисциплинарную часть на срок до 3 лет, но тогда приговор суда просматривал военный прокурор.
При Временном правительстве полковые суды состояли из трех офицеров и трех солдат, избираемых личным составом части. В период Гражданской войны полковые суды функционировали и в Красной армии (до октября 1921 года), и в белогвардейских формированиях. Подобные суды (сейчас они называются «дисциплинарные») имеются ныне в зарубежных вооруженных силах. В армии США дисциплинарный суд создается начиная с отдельной роты, состоит из одного офицера (обычно капитана), назначаемого командиром части. Суд может арестовать на срок до 1 месяца, запретить увольнение из части до 60 суток, объявить денежный штраф на сумму 2/3 месячного денежного содержания, применить другие наказания.
В проекте «Положения о дисциплинарных судах» я пытался объединить все необходимые материалы из разных источников, которые могут пригодиться судьям дисциплинарных судов при их практической работе. Конечно, проект требует корректировки, что вполне естественно, но над ним можно работать и принять в ближайшее время, ждать нельзя.
Дисциплинарные суды создаются в частях, командиры которых имеют права командира полка. Небольшие части прикрепляются к ближайшему суду. Если отдельная рота и равные ей части находятся далеко от ближайшей крупной части, то в ней также создается дисциплинарный суд. Состав суда может назначаться или избираться и состоять только из офицеров или из всех категорий личного состава.
Суд может признать военнослужащего «злостным нарушителем воинской дисциплины», что влечет ограничения по службе (отмена отпуска, арест на срок до 15 суток и др.). На этой стадии решение суда утверждает командир части. Суд может также направить солдата в дисциплинарную часть (если они будут сохранены) на срок до 6 месяцев, в этом случае решение суда утверждает и судья военного суда гарнизона. Этот суд мог бы рассматривать и жалобы на неправомерные действия должностных лиц до уровня командира роты.
Эти суды будут эффективны и при переходе на профессиональную армию, позволят более оперативно реагировать на правонарушения, предупреждать многие более тяжелые преступления, освободят военные суды от разбора малозначительных правонарушений. Вдобавок не нужно будет возить нарушителей за десятки километров.
Предложения о создании дисциплинарных судов были одобрены еще в 1990 году Комитетом по вопросам правопорядка и борьбы с преступностью Верховного Совета СССР, но события 1991 года помешали их реализации. В 1994 году в проекте военно-правовой реформы предполагалось создание дисциплинарных судов, но потребовалось еще 12 лет, чтобы принять решение об их введении. Теперь следует не затягивать это дело.
Достаточно вспомнить пример с отменой дисциплинарного ареста, абсурдность чего была ясна изначально, но прошло несколько лет, а вопрос не решен из-за нашей бюрократии и равнодушия.