Недавно в Минобороны РФ решили: надо действенно поощрить офицеров, непосредственно работающих с личным составом, путем повышения штатно-должностных категорий (ШДК) командиров рот и их заместителей по воспитательной работе соответственно до майорской и капитанской. Думается, однако, что эта мера не только неправильная, но даже вредная.
Ведь каким, по логике, должен быть следующий шаг? Придется повысить ШДК командиров взводов и их заместителей, еще более тесно и непосредственно работающих с солдатами, до званий «капитан» и «старший лейтенант» соответственно. И как вам весь этот абсурд?
Но начинается он сверху. Например, сейчас начальник штаба дивизии – первый заместитель ее командира имеет полковничью категорию, равную ШДК командира полка. То есть своего подчиненного, которому он имеет право отдавать и отдает приказы и распоряжения. Это разве нормально? Безоговорочно, более легитимно воспринимаются требования только старших по ШДК начальников. Знаю это по своему многолетнему служебному опыту.
Еще хуже с этим делом у начальников родов войск и служб дивизии (РВиА, ПВО, связи, разведки, инженерной службы), у которых ШДК не заместителей, а непосредственно подчиненных им командиров частей. Да и названия должностей у начальников родов войск (служб) не включают в себя слово «командир». Здесь уже полная нелепица.
Аналогичная картина сейчас в полках. И то же самое намереваются теперь сделать в батальонах. А мы еще хотим добиться какого-то порядка в подчиненности, повышения уровня воинской дисциплины. Тогда как в основополагающей – штатной – дисциплине царит настоящий хаос.
Если ШДК командира роты будет звание «майор», а нынешняя ШДК командира батальона останется прежней (подполковник), то командир роты может стать комбатом, не пройдя должности заместителя командира батальона, «не поварившись в котле» батальонного командного ядра. Много же он накомандует! Или он сначала все-таки станет заместителем командира батальона? Тогда зачем ему снова майорская ШДК? Спросите комбата-подполковника, назначенного заместителем командира полка (ШДК тоже подполковник), очень ему хочется еще 2–3 года быть в той же штатно-должностной категории и носить погоны с двумя звездами в общей сложности 4–6 лет?
Вывод. С целью повышения эффективности управления подчиненными (а значит, и укрепления порядка и воинской дисциплины) все командиры (начальники) должны иметь ШДК на две ступени выше ШДК подчиненных командиров.
Исходя из этого не нужно поднимать ШДК командиров рот до майорской. Наоборот, следует на одну ступень понизить штатно-должностную категорию командира батальона (до майора), командира роты (до старшего лейтенанта) и командира взвода (до младшего лейтенанта). И это – не ущемление нашего военно-служилого сословия, не покушение на его статус, а наведение элементарного порядка, демонстрация доверия к младшим офицерам, которым, несмотря на невысокие звания, поручают руководство десятками и сотнями людей (в батальоне до 500 человек, в роте – 100–125, во взводе – 25–30).
Вместе с тем, считаю, давно пора на погонах и младших, и старших офицеров носить одинаковые звездочки, как это было в дореволюционной русской армии.