27 декабря 2006 года на 105-м году жизни скончался старейший сотрудник советских спецслужб Борис Игнатьевич Гудзь.
Он родился в 1902 году в Уфе в семье агронома. В 1918 году окончил коммерческое училище в Туле. В том же году, переехав с родителями в Москву, поступил в Московскую горную академию. Однако через год семнадцатилетним добровольцем вступил в Красную армию, служил на рядовых должностях в управлении снабжения Западного фронта. После демобилизации окончил в Москве школу мотористов и работал мотоциклистом в различных организациях.
В январе 1923 года по рекомендации зампреда Совнаркома Александра Цюрупы и начальника чекистской контрразведки Артура Артузова Гудзь поступил на службу в ГПУ, где с января по ноябрь 1927 года занимал должности уполномоченного 5-го (пограничного) отделения Контрразведывательного отдела, 2-го отделения Управления погранохраны, затем вновь в контрразведке – помуполномоченного и уполномоченного 6-го отделения (борьба с вооруженными контрреволюционными организациями).
С ноября 1927-го по февраль 1930 года Борис Гудзь работал в Секретно-оперативном управлении, объединявшем все ведущие подразделения ОГПУ, затем вновь вернулся в Контрразведывательный отдел помощником начальника 6-го, а затем 7-го (работа по белой эмиграции) отделений. С сентября 1930-го по январь 1932 года был оперуполномоченным Особого отдела ОГПУ и помощником начальника спецбюро, занимавшегося контрразведывательным обеспечением Наркоминдела.
В начале 1932 года в знак протеста против репрессий в отношении старых военных специалистов уволился начальник Особого отдела ГПУ Ян Ольский. Борис Гудзь настоял на своей отправке на работу в провинцию, и был назначен начальником 1-го отделения (разведка и контрразведка) Особого отдела полпредства ОГПУ по Восточно-Сибирскому краю. Артузов, став в 1934 году начальником внешней разведки, предложил перейти туда и Гудзю. В феврале 1934 года его прикомандировали к ИНО ОГПУ и направили резидентом в Японию под прикрытием должности 3-го секретаря посольства. Там Борис Игнатьевич курировал работу группы Рихарда Зорге.
Вернувшись в СССР в мае 1936 года, Гудзь был направлен в Разведупр РККА, где спустя два месяца его назначили помощником начальника 2-го (восточно-агентурного) отдела. В январе 1937 года ему было присвоено звание полкового комиссара. Однако уже спустя 5 месяцев он был уволен за связь с «врагами народа», в том числе Артузовым, а затем исключен из партии и разжалован в капитаны запаса.
Оставшись не у дел, Борис Гудзь пошел работать водителем автобуса. Только после восстановления в партии в 1939 году ему разрешили возглавить колонну автобусного парка Моссовета. На различных должностях в системе московского автохозяйства Гудзь проработал вплоть до выхода на пенсию в 1961 году.
Ветеран внешней разведки Борис Игнатьевич Гудзь до конца жизни собирал материалы по истории органов госбезопасности, последние годы являлся членом Общества изучения истории спецслужб.