0
2330
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

02.03.2007 00:00:00

«...Наш рукопашный бой»

Тэги: панкратион, болоянгов, кикбоксинг, самбо


Павел Болоянгов – один из самых известных российских мастеров боевых искусств. Чемпион мира и Европы по панкратиону среди профессионалов (версии UFC и PLP), обладатель Кубка Азии по кикбоксингу среди любителей, победитель ряда всероссийских и международных турниров по боксу, боевому самбо и другим видам силовых единоборств. А еще он пишет песни и сам их исполняет, известен и как киноактер.

ПОБЕДИТЕЛЬ ТОЖЕ В БОЛЬНИЦЕ

– Павел, что побудило вас заняться боевыми искусствами?

– Меня с малых лет увлекли рукопашные бои. Помериться силами – это же так естественно для пацанов! Тем более что я родом из сибирского села, где прослыть слабаком просто неприлично. Начинал с самбо, классической борьбы, бокса, карате, да, в общем-то, перепробовал все виды силовых единоборств, включая восточные. Вершиной всех является панкратион, который хорош тем, что в нем понамешано всего понемногу: той же борьбы, бокса, карате, у-шу, кунг-фу и т.д. А еще панкратион – отличное средство самосовершенствования, воспитания тела и духа, распространения в молодежной среде здорового образа жизни. Я это вижу на примере тех мальчишек, с которыми провожу занятия как тренер. У них нет пристрастия к курению, выпивкам, наркомании, а если у кого-то и были вредные привычки, то мальчишки быстро избавлялись от них в процессе освоения теории и практики панкратиона.

– Насколько схожи панкратион и армейский рукопашный бой?

– По сути, это одно и тоже, за исключением некоторых нюансов. В Древней Греции панкратион был основным способом подготовки воинов. Военнослужащие наших спецподразделений также в той или иной степени овладевают навыками панкратиона. Во всяком случае, меня регулярно приглашают давать уроки спецназовцам. Я, помимо всего прочего, инструктор боевой армейской системы рукопашного боя «Барс».

– Можно ли говорить о русской школе панкратиона и если да, то в чем ее отличие от других?

– Безусловно, русская школа панкратиона существует. Больше того, она, считаю, лучшая в мире. И главное в ней – боевой дух, который первичен по отношению к силе, выносливости, ловкости, технике. У меня были ученики, которые, пройдя с нуля курс подготовки в течение пары месяцев, выходили на соревнования и побеждали соперников с многолетним стажем. Именно за счет того, что были бескомпромиссно настроены на победу. Само собой, надо приплюсовать и мои маленькие секреты в методике подготовки.

О том, что такое победный дух, расскажу на таком примере. В прошлом году в Барнауле у меня был титульный бой за звание чемпиона мира с испанцем Мануэлем Гарсия. Он – очень опытный боец, победитель многих престижных турниров. Если честно, я не был на сто процентов уверен, что смогу одержать над ним верх. Но схватка происходила 9 мая. Во дворце спорта было много ветеранов войны и среди них – фронтовой связист Алексей Иванович Скурлатов, тот самый легендарный Алеша, «в Болгарии русский солдат», ставший прототипом для памятника в Пловдиве. И отец у меня – фронтовик. Ушел на войну в 17 лет и закончил ее в Берлине. Вот я и настроил себя: нет, нельзя мне проигрывать в такой день, нужна только победа. Бой длился 36 секунд. Соперник сразу же проходом в ноги повалил меня и оказался сверху, но я каким-то чудом провел прием «гильотина» (удушение руками и ногами), и испанец сдался. Его увезли в реанимацию.

– Значит, как говорится в лермонтовском «Бородино», изведал, что такое «наш рукопашный бой». Но неужели в порядке вещей для панкратиона оказание побежденному срочной медицинской помощи?

– Бывает, что и победитель попадает в больницу. Мне, например, в том поединке Мануэль Гарсия сломал ребро. Но и я ему сломал два ребра. Да, это обычное явление. Наши бои скоротечны, длятся не более 15 минут. Смысл заключается в достижении такой ситуации в схватке, при которой продолжение ее соперником стало бы невозможным. Чтобы победить в панкратионе, соперник должен либо заявить, что он сдается, либо оказаться обездвиженным, находиться в глубоком нокауте. Сдаваться никто не хочет, поэтому бои чаще всего заканчиваются тем, что кто-то оказывается без сознания.

– Жестокий вид спорта, однако...

– Бои без правил спортом назвать нельзя. Это прежде всего зрелище, нечто вроде циркового шоу. Что же касается жестокости, то, как показывает статистика, по уровню травматизма на первом месте стоит хоккей, затем футбол, а бокс, например, на шестом месте. Так что панкратион не самый травмоопасный. Но тут надо особо отметить – речь идет о профессиональном панкратионе. А вот в любительском, как и, допустим, в кикбоксинге, где ограничений больше, травматизм выше. Профессионалы хорошо знают: чем меньше правил, тем меньше травм соперники наносят друг другу. Потому что отлично понимают: надо предельно сконцентрироваться, быть готовым к любым выпадам против себя.

– Неужели в панкратионе дозволено буквально все?

– Ограничения есть, но их мало. Нельзя наносить удары в позвоночник, в глаза, в некоторые другие особо опасные для жизни точки. Все остальное можно. В древности же запрещено было только кусаться.

УДИВИТЕЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ

– А как вы с позиции профессионала относитесь к фильмам с участием Брюса Ли, Ван Дамма, Джекки Чана и прочих «ниндзя»? Я имею в виду сцены жестокости, которыми грешит в не меньшей степени и российское кино.

– Нормально отношусь. Пускай и утрированно, а подчас и на примитивном уровне, но такие фильмы показывают возможности боевых рукопашных единоборств, в какой-то степени популяризируют их. Или меня еще иногда спрашивают, а зачем во время показательных выступлений перед публикой наши десантники и морские пехотинцы разбивают рукой и даже головой кладку кирпича. В реальной жизни они ведь не станут головой проламывать стены... Важно другое. Люди демонстрируют свою психологическую и физическую готовность к сверхнагрузкам, концентрацию воли к достижению самых трудных целей, находящимся за гранью обычных возможностей человека. В этом весь смысл.

– На вас когда-нибудь нападало хулиганье на улице? По типу: «Мужик, дай закурить».

– Были такие случаи. Вообще-то в таких ситуациях стараюсь уйти от стычки. Но если деваться было некуда, жестко «лечил» нападавших. Мне в принципе безразлично, сколько людей на меня могут кинуться. Но больше всего радует, когда мои ученики, побывавшие в подобного рода обстоятельствах, говорят: «Ваша наука помогла мне спасти жизнь».

– Павел, вы активно выступаете на различных соревнованиях, провели свыше 200 боев, из них около 50 профессиональных, добились самых высоких титулов. И при этом еще серьезно занимаетесь музыкой, пишете стихи, снимаетесь в кино. Удивительное сочетание.

– Если обойтись без громких слов, то, что я показываю со сцены и на ринге, находится в органичной взаимосвязи. И прежде всего спасибо моим родителям, что дали мне такие, как я считаю, генетически обусловленные способности. И к спорту приучили, и в музыкальное училище направили, а самое главное – привили чувство родины, романтическое отношение к окружающему миру. У меня и сценический псевдоним с романтическим оттенком – Поющий рыцарь Айвенго (под именем Айвенго я выступаю и в единоборствах). Я пишу и исполняю песни с четкой военно-патриотической идеей, о силе русского духа, искренне надеясь, что они заденут у слушателей какие-то струны гордости за нашу нацию героев. Это поможет выживать и совершенствовать себя каждому на своем уровне (об этом песни «Космос», «Десантура», «Пацаны, вы ушли», «Мы на тропе войны» и другие). Сейчас заканчиваю писать песни для фильма «Две звезды» – о судьбах людей, прошедших через афганскую и чеченскую войны.

– Прослушал ваш последний по времени диск «Десантура». Лично мне он понравился, но, если откровенно, не уверен, что ваши песни вписываются в формат коммерческих телеканалов и радиостанций.

– Действительно, больной вопрос. Кое-что у меня звучало в эфире, например, на телеканале «Звезда». Но с одноименной радиостанцией, также имеющей военные корни, происходит странная история. Там сказали, что берут для эфира песню «Десантура», но когда какое-то время спустя я стал интересоваться, когда же она прозвучит, отвечают: мы решили подождать. И так из месяца в месяц, ни «да», ни «нет».

Что такое панкратион

Слово «панкратион», означающее примерно «всей силой», происходит от названия одного из видов единоборств, впервые включенного в программу Олимпийских игр Древней Греции в 648 году до н.э. Это было самое оригинальное и самое трудное состязание: поединок двух невооруженных атлетов с применением приемов борьбы, ударов руками и ногами, болевых и удушающих захватов. Борцы не использовали какое-либо защитное снаряжение. Победители становились у эллинов национальными героями.
Современный панкратион впитал в себя все самое лучшее из существующих видов полноконтактых единоборств. Поединки проводятся по правилам, позволяющим максимально освободить соперников от определенных условностей и ограничений, максимально использовать весь технический арсенал боевых искусств – и в то же время в панкратионе присутствует кодекс чести и сохранены все этические нормы, присущие ныне действующим олимпийским видам единоборств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1334
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
940
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
454
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
633

Другие новости