0
6032
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

27.07.2007 00:00:00

Увозите золото субмаринами

Вадим Кулинченко

Об авторе: Вадим Тимофеевич Кулинченко - капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник.

Тэги: u534, подводная лодка, вов, третий рейх, история


О боевых действиях подводного флота Третьего рейха написаны десятки книг и сотни статей. Но куда скромнее выглядит перечень печатных трудов, посвященных транспортным перевозкам, которые осуществлялись с помощью германских субмарин. Между тем они, например, доставляли в Японию цейсовскую оптику, приборы, вооружение и немецких специалистов. Однако перевозкой подобных грузов дело не ограничивалось...

УРАНОВЫЕ ПОСТАВКИ

В Японии еще до начала войны на Тихом океане в декабре 1941 года велись работы с ураном-235, но для полноценных опытов не хватало его запасов. В 1943 году из Токио в Берлин была послана просьба о выделении двух тонн урановой руды. В конце того же года одну тонну этого сырья приняла на борт некая немецкая подлодка. Однако до места назначения она не дошла.

Номер и судьба этой субмарины неизвестны до сих пор; по всей вероятности, она лежит где-то на океанском дне. До недавнего времени считалось, что нацистская Германия в Страну восходящего солнца больше уран не посылала. Но оказалось, что это не так...

Когда Гитлер понял, что война против СССР и западных союзников Сталина проиграна, он стал надеяться на любой вид «секретного оружия». Немцы явно не успевали с созданием атомной бомбы. Возможно, полагали в Берлине, это удастся сделать японцам, если им помочь.

И вот 25 марта 1945 года под покровом ночи подлодка U-234, загруженная полутонной обогащенного урана-235, незаметно покидает Киль. Кроме урана субмарина везла реактивный самолет Ме-262 в разобранном виде и детали ракет Фау-2. О цели похода знали только два человека на корабле – командир капитан-лейтенант Йоханн-Хейнрих Фехлер и второй офицер Карл-Эрнст Пфафф.

U-234 была еще в пути, когда нацистскую Германию постиг окончательный крах. Гросс-адмирал Карл Дёниц отдает приказ всем находящимся в море немецким подводным лодкам сдаться. Тем не менее U-234 продолжала следовать своим маршрутом через Атлантику. Командир успешно уклонялся от американских и английских противолодочных сил, но вскоре понял, что до Японии ПЛ уже не добраться. Фехлер собрал своих офицеров и задал единственный вопрос: что делать? Единогласно принимается решение – прекратить поход и капитулировать.

14 мая 1945 года U-234 появилась на экране радаров американских эсминцев. Со скоростью 14 узлов субмарина приблизилась к кораблям ВМС США...

ОПЕРАЦИЯ «ОГНЕННАЯ ЗЕМЛЯ»

10 августа 1944 года, Страсбург. Здесь на тайных совещаниях промышленных магнатов и правящей верхушки Германии принимается решение обеспечить возрождение в будущем гибнущего в настоящий момент нацистского рейха. Основным плацдармом для этого должна стать Южная Америка, куда еще в 1936 году по заданию Гитлера отправились пять особенно доверенных агентов, каждому из которых вручался капитал в 20 млн. долларов. Им предписывалось: ассимилироваться, установить связи с местными фашистскими организациями и приступить к сколачиванию подпольных групп, способных в «день икс» оказать любую необходимую помощь Берлину на заокеанской территории.

А уже до страсбургских секретных встреч началась операция «Огненная земля». Под покровом темноты на пирсах северогерманских баз, оцепленных эсэсовцами, специальные уполномоченные Главного управления имперской службы безопасности (РСХА) контролировали погрузку на подводные лодки опломбированных ящиков. Они размещались в торпедных отсеках и минировались. Если бы в океане возникла опасность захвата субмарин, этот секретный груз был бы взорван вместе с торпедами. На сей чрезвычайный случай имелся самый строгий приказ, а в состав экипажей ПЛ включили нацистов-фанатиков из спецотрядов СС, на которых можно было положиться: эти предпочтут пойти на дно, чем оказаться в плену.

За трансатлантическим подводным плаванием спецгруза из рейха лично следили рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер и шеф РСХА Эрнст Кальтенбруннер, держал под личным контролем Мартин Борман, фактический руководитель нацистской партии. Ведь ящики на подлодках были заполнены валютой, золотом, драгоценностями.

В Южную Америку в ходе операции «Огненная земля» гитлеровцам удалось переправить поистине гигантские богатства, какие никогда не снились испанским конкистадорам. В одну лишь Аргентину было доставлено помимо денег 2511 кг золота, 87 кг платины, 4638 каратов бриллиантов. На что все это пошло? Ответа на данный вопрос пока нет.

ТАЙНА СУБМАРИНЫ U-534

Только относительно недавно стало известно, что в годы Второй мировой войны существовало сверхсекретное соединение немецких подводных лодок, получившее наименование «Конвой фюрера». В него входило 35 субмарин.

В конце 1944 года в Киле с подлодок, включенных в «Конвой фюрера», сняли торпеды и прочее вооружение, поскольку им строжайше запрещалось вступать в бой во время плавания. В экипажи субмарин подбирались исключительно неженатые моряки, у которых вдобавок не осталось в живых ни одного близкого родственника. Согласно предписаниям Гитлера и Дёница командиры ПЛ должны потребовать от каждого подчиненного дать «обет вечного молчания».

На подлодки из «Конвоя фюрера» грузили контейнеры с ценностями и документами, огромные запасы провизии. Кроме того, субмарины принимали на борт таинственных пассажиров.

Командир одной из этих подлодок U-977 Хайнц Шеффер попал в плен. На многочисленных допросах, проводимых представителями американских и британских спецслужб, он так и не выдал существенной информации о субмаринах «Конвоя фюрера». Написанная им в 1952 году книга мемуаров также не содержала ничего сенсационного. Но то, что Шеффер знал некую тайну, подтверждает его письмо, адресованное «старому товарищу» капитану цур зее (капитан 1 ранга) Вильгельму Бернхарту, датированное 1 июня 1983 года: «┘Чего ты добьешься, когда скажешь правду о том, в чем заключалась наша миссия? И кто пострадает из-за твоих откровений? Подумай об этом!

Конечно, ты не намереваешься сделать это просто из-за денег. Я повторяю еще раз: пусть правда спит с нашими подлодками на дне океана. Таково мое мнение┘».

Шла ли в письме речь о «сокровищах рейха» или о чем-либо ином? Казалось, ответ на этот вопрос будет получен после обнаружения на дне Датских проливов подлодки U-534. Еще в 1986–1987 годах все газеты мира публиковали материалы об этой сенсационной находке Оге Енсена, датчанина, профессионально занимающегося поисками затонувших судов. Именно он разыскал германскую субмарину.

U-534, вышедшая из Киля 5 мая 1945 года, перевозила, как уверждали СМИ, солидную часть золотого запаса Третьего рейха, секретные германские архивы и около сорока видных нацистов. Командиру U-534 Герберту Ноллау было приказано взять курс на Латинскую Америку. Однако тысячи морских мин, поставленных союзниками вдоль побережья Германии и североевропейских стран, не позволяли субмарине идти ночью или в подводном положении. ПЛ атаковали английские самолеты близ острова Анхольт, где она и затонула на глубине 60 м. Но 47 членам экипажа удалось спастись. Они-то впоследствии и рассказали о грузе U-534.

Но подъем субмарины затягивался. О находке Оге Енсена уже успели подзабыть, когда в 1993 году о ней заговорили вновь. Газеты опять запестрели обнадеживающими сообщениями о том, что, возможно, скоро будет раскрыта еще одна тайна Третьего рейха, которыми был так богат его бесславный конец.

Это обещал проект «U-534», разработанный специалистами голландской компании «Смит так». Один из его руководителей Вардло, давая интервью журналистам в июле 1993 года, заявил, что в ближайшее время начнутся работы по подъему субмарины. По его словам, мотивом осуществления проекта является не только «охота за сокровищами». «Мы беседовали с каждым из девятнадцати ныне здравствующих членов экипажа, – говорил Вардло. – К сожалению, все, кто был посвящен в «тайну груза» и знал о точном маршруте подлодки, давно умерли. Да и вообще не исключено, что на ее борту ничего особенного не было».

Минуло еще 14 лет, а U-534 так и не поднята. Почему? Одна тайна накладывается на другую. Вполне вероятно, что есть еще люди, причем влиятельные, которым появление U-534 на поверхности не очень желательно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1423
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1618
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1723
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4019

Другие новости